Cоздание и развитие преемственной системы инклюзивного образования

Латышева Галина Геннадьевна,
начальник отдела образования
Управления образования ИКМО г.Казани
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам

Закирова Нафиса Магсумовна,
главный специалист отдела образования
Управления образования ИКМО г.Казани
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам


В детских садах и школах наших районов всегда проводилась большая работа по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Однако анализ деятельности образовательных организаций в направлении инклюзивного образования привел нас к необходимости разработать план работы на уровне района с целью лучшей координации действий всех заинтересованных служб для оперативного решения проблем, взаимопомощи, обмена опытом.

С этой целью в 2015 году нами было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Казанским инновационным университетом им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП)» и создан кластер инклюзивных организаций. В сеть образовательных организаций с целью оказания научно-методической помощи вошли детские сады, школы, учреждение профессионального образования, дополнительного образования, высшего образования при условии научного руководства КИУ.

В учреждениях дошкольного образования объединенного района многие годы существовала система работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ещё в 90 е годы были созданы новые виды дошкольных образовательных учреждений для интеграции детей с ОВЗ в образовательную систему: ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. В первую очередь в них были созданы условия для детей-логопатов (логопедические группы имелись в большинстве детских садов) и детей с туберкулёзной интоксикацией.

В детском саду № 16 с 1993года функционирует группа для детей с ДЦП, с 2006г – для имеющих диагноз «сахарный диабет», в детском саду № 203 в 1993 году открылась, т.н. «аллергическая» группа, с 2011г. – группа для детей с нарушениями зрения.

С появлением необходимости расширения сети ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями сначала были открыты специализированные группы в детских садах-новостройках. В настоящее время более 18% функционирующих дошкольных групп (151) являются группами компенсирующей и оздоровительной направленности, в них воспитывается 2476 детей. В2019 году были открыты инклюзивные группы еще в 10-ти ДОУ для детей с задержкой психофизического развития, расстройством аутистического спектра, с синдромом ДАУНА, с сахарным диабетом, с аллергическими заболеваниями и логопедические группы.

В целях создания преемственности системы инклюзивного образования мы должны были создать условия для дальнейшего обучения детей-выпускников детских садов. Для того чтобы ребенок с ОВЗ (ограниченными (особыми) возможностями здоровья) смог посещать «массовую» школу наравне со здоровыми детьми, учреждение должно быть готово предоставить ему условия для обучения: пандусы, специально оборудованные туалеты, раздевалки, специальное компьютерное оборудование, освещение, а самое главное - квалифицированные специалисты. В первую очередь мы обучали учителей начальных классов, педагогов-психологов на разных курсах, семинарах. В рамках Долгосрочной целевой программы Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011-2015 годы в 13-ти школах создана безбарьерная среда для инвалидов и маломобильных групп населения. 12 базовых общеобразовательных учреждений уже 4-й год обеспечивают внедрение ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Во всех общеобразовательных учреждениях Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г.Казани в 2019 году получали образование 313 детей-инвалидов с разными заболеваниями (А – 155, Н-С – 158), из них в условиях инклюзии - 136 детей. Еще 5 лет назад количество детей, обучающихся в условиях инклюзии, было всего 50 чел.

С 2017/2018 учебного года в МБОУ "Основная общеобразовательная школа №168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями" Авиастроительного района г.Казани функционирует как ресурсный центр, обеспечивающий воспитание и обучение детей с расстройством аутистического спектра. В 2019 году в школе №168» обучались 158 детей в возрасте от 7 до 16 лет, из них 30 детей-инвалидов и детей с ОВЗ, что составило 19 % от общего состава школьников, в 2019-2020 уч.году – 26 детей инвалидов и детей с ОВЗ, в т.ч. 8 чел. с расстройствами аутистического спектра. В начальных классах МБОУ «ООШ №168» обучаются дети, которым ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, для детей с задержкой психического развития. Для данной категории учащихся в школе разработаны АОП и индивидуальные учебные планы, до этого все эти дети были бы направлены в коррекционную школу 8 вида, сейчас созданы все условия в общеобразовательной школе. Дошкольное отделение посещают 8 воспитанников с РАС, для данной категории детей в школе №168 также разработана адаптированная образовательная программа.

С учетом потребностей родителей с 2020-2021 учебного года планируется открытие еще одного ресурсного класса для детей с расстройством аутистического спектра в МБОУ «Школа №71» Ново-Савиновского района и одного класса компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития в МБОУ «Школа №25» Ново-Савиновского района.

Также наши особенные дети получают дополнительное образование: танцуют и поют, рисуют, занимаются прикладным творчеством наряду со всеми учащимися, приобщены к занятиям спорта в рамках уроков физкультуры в общеобразовательных учреждениях. Система дополнительного образования сделала существенный шаг в создание условий для детей с ОВЗ. В них занимаются 43 ребенка с ОВЗ и 18 детей-инвалидов: 44 чел. со сниженным интеллектом, 7 чел. с нарушением опорно-двигательного аппарата, 2 чел. с ЗПР, 1 чел. с нарушением слуха, еще 7 чел. – с соматическими заболеваниями. В основном они занимаются в ЦВР Авиастроительного района и ЦДЮТКиЭ «Простор» Ново-Савиновского района.

В школах №168, 146, гимназии №7 организована лечебная физкультура (ЛФК), в 8-ми школах работают специальные медицинские группы по медицинским показаниям.

В образование особенных детей также подключаем и родителей. В целях помощи в воспитании, формировании навыков коммуникации детей, оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи родителям, воспитывающим детей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, на базе МБДОУ «Детский сад №151» был создан консультационный центр для детей, не посещающих ДОО или не получающих специализированной помощи в своей дошкольной организации «Мы вместе».

Консультационный центр «Мы вместе» осуществляет сетевое взаимодействие с различными социальными институтами на основании договоров сотрудничества, была оказана консультативная помощь родителям по самым разным вопросам.

В Ново-Савиновском районе функционирует два уникальных учреждения – это лекотека в ДОУ №12 и Центр лечебной педагогики, где воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. В отделении дошкольного образования центра лечебной педагогики воспитываются 48 ребенка. 21 из них инвалиды, 13 из числа инвалидов страдают расстройством аутистического спектра. Все дети, которые воспитываются в дошкольном отделении ЦЛП, проходят городскую психолого-медико педагогическую комиссию. Лекотека в ДОУ №12 функционирует как вариативная форма инклюзивного образования, обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Руководители, педагоги образовательных организаций наших районов ежегодно участвуют в Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования», проводимой КИУ (ИЭУП) им.Тимирясова. В рамках конференции широко представляется опыт работы наших образовательных организаций по работе с обучающимися и воспитанниками с особыми образовательными потребностями. В рамках мастер-класса педагоги делятся опытом по созданию модели психолого-педагогического сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ в образовательном учреждении, показают основные направления в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной группы ДОО.

Независимо от состояния здоровья, от того, есть ли нарушения в развитии или нет, право на доступное и качественное образование есть у всех. Ценность любого человека не зависит от его способностей и достижений. Ребенок ценен сам по себе, неважно показывает ли он успехи в математике или ему с трудом дается химия. Он ценен как личность. Когда гражданское общество будет это понимать, модель образования, включающая в себя и традиционную систему, и инклюзивное, и специальное образование, станет оптимальной, в наших районах выстраивается именно такая система инклюзивного образования на основе кластера сетевого взаимодействия в интересах наших воспитанников, учащихся и родителей.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика