Возможности проведения он-лайн уроков истории на площадках Zoom и Tutor

Рудовская Т.Г.,учитель истории
МБОУ «Гимназия №36» г.Казани


В современных условиях творчески подходящий к своим урокам учитель понимает, что полный перекос обучения в сторону самообразования учащихся не всегда и не у всех имеет положительный результат. Скорее наоборот, приводит к падению интереса и мотивации к учёбе. Это особенно обидно ощущать историку, влюблённому в свой предмет.

И тогда мы открываем мир он-лайн уроков.

Дистанционный урок имеет свои особенности. Во-первых, чёткое ограничение по времени – не более получаса. Во-вторых, структура современного урока, привычная для учителя, видоизменяется, в конечном счете, она полностью зависит от цели, которую ставит перед собой учитель. От этого же, на мой взгляд, зависит выбор формы урока.

Это может быть урок-конференция, когда учитель беседует посредством видеосвязи с учениками, задаёт вопросы, обсуждает проблемы, вы-слушивает краткие доклады по теме. Форма урока-конференции эффективна для проведения урока комплексного применения знаний (урока закрепления изученного материала), урока рефлексии.

Урок усвоения новых знаний возможно провести в форме вебинара, когда дети знакомятся с новым материалом, делая рабочие записи и/или задавая в чате свои вопросы.

Форма урока часто продиктована выбором онлайн площадки, на которой проводится урок. Я попробовала работать на двух площадках: Zoom и Tutor. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы.

Проведение урока в Zoom открывает массу возможностей. Урок-конференция, урок-вебинар как нельзя лучше укладываются в формат площадки. Zoom позволяет ретранслировать экран учителя, показывать презентации, видеоролики, иллюстрации, совершать «путешествие» по интернет-ресурсам на вкладках браузера рабочего компьютера учителя, транслиро-вать документы, даже, при необходимости, использовать Paint в виде класс-ной доски. В общем, всё зависит от творчества преподавателя. Однако, в ра-боте с Zoom надо быть готовым столкнуться с проблемой плохого приёма компьютерами учащихся, которые не всегда соответствуют требованиям трансляции в этой программе, отсутствием звука или изображения. Для того, чтобы содержание урока было доступно всем, советую в настройках включать запись проводимого урока. В таком случае, вы обеспечите тех, кто не смог полноценно присутствовать на уроке, возможностью просмотреть ваш урок (что, кстати, полезно и многим другим ученикам для повторения, и вам для самоанализа урока и совершенствования своих навыков).

Работая в течение месяца на площадке Zoom, я приспособилась сочетать на уроке различные приёмы, исключающие превращение урока в он-лайн лекцию. На этапе первичного усвоения знаний дети охотно идут на диалог, возможно совместная работа с текстом учебника, документа, решение проблемной задачи. Первичное закрепление учебного материала можно проводить в виде экспресс-опроса с последующими ответами детей в чат или выборочно (фронтально) присланных на электронную почту учителя в течение двух минут фото правильных ответов. В работе со старшеклассниками (9-11 класс) я часто использую форму урока-семинара, когда дети индивидуально или по группам получают задания по теме урока и готовят небольшие сообщения с презентациями. В ходе такого урока активно формируются учебно-коммуникативные умения и навыки, необходимые для дальнейшей интеграции старшеклассников в социум.

Площадка Tutor кажется небольшим камерным кабинетом, ограниченным пространством маленького окошка видеотранляции, чата, интерактивной доски с набором необходимых инструментов. Количество участников урока ограничено - 25 человек, не более. Поэтому для классов с большим количеством учащихся Tutor не подходит. Это ощутимый минус площадки. Однако есть много достоинств, которые привлекают меня в ней. Во-первых, интерактивная доска, на которой возможно писать, рисовать, показывать ил-люстрации. Это очень хорошо, когда нужно что-то по ходу урока уточнить, наглядно объяснить. Например, генеалогию князей, устройство вотчины и др. Стоит отметить, что использование доски возможно совместно с детьми, при необходимости обратной связи ученик может написать на доске ответ на вопрос или указать требуемый объект. В программе Tutor вы можете транс-лировать презентации, использовать содержание своего экрана (то есть то, что открыто на вашем компьютере), единожды использованные файлы находятся в хранилище вашего интерактивного кабинета, включая записи прове-денных вами уроков. Программа позволяет также провести быстрый опрос в виде теста или письменных ответов на задания, при этом учитель моменталь-но получает картину опроса на экране. Эта площадка так же располагает возможностями проведения конференции, так как любой участник может включить звук и изображение на своем программном устройстве и «вживую» ответить на вопрос или сделать сообщение. Однако, мне кажется, что лучше всего здесь походит вебинарная форма проведения урока с использованием чата.

Подводя итоги сказанному выше, хочется отметить, что вызов общества школе в условиях тотального дистанционного обучения получает достойный ответ многих современных педагогов. Интерактивные уроки открывают перед учителем широкий простор для творчества, нравятся детям и призваны разнообразить дистанционное обучение.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика