Пашина Н.А., учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №179-центр образования»,
г.Казань, РТ.


Цели:

1. формирование знаний о строении и жизнедеятельности клетки, умений работать с микроскопом.

2. развитие познавательного интереса к научной деятельности через практическую работу, умение сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь - словарный запас биологических понятий, развивать образное мышление, коммуникативные навыки, умение работать в группе.

3. воспитывать интерес к предмету, требовательность к себе, аккуратность.

Оборудование: интерактивная доска, световые микроскопы, вода, йод, луковица, лезвие, пипетка, долька луковицы, покровные стеклышки, пинцет и стеклянная палочка.

Консультантами (помощниками учителя) выступают ученики 5 класса.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Заседание нашего кружка хотелось бы начать с вопроса: «Как Вы считаете, изменился ли ваш рост и вес с момента рождения? (Да.)

-А почему вы выросли? (Потому что наш организм состоит из клеток).

2. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

- Внимание! Я приглашаю всех на экскурсию, только не обычную, а виртуальную. Вы, наверное, уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить. Мы отправляемся в клеточное государство и посетим столицу Клеткоград. Вы говорите, что уже там были… Я с вами согласна. Но мы с вами еще очень мало знаем об этом государстве и нам есть, что еще посмотреть в этой удивительной стране. Займите места в вагоне и подготовьтесь к таможенному контролю.

3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

Прежде, чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выяснить, готовы ли мы к путешествию. Для этого ответьте на несколько вопросов.

1. Как были открыты клетки?

(300 лет назад английский ученый Роберт Гук рассматривал под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки, сделанной из коры пробкового дуба. При этом обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он назвал клетками.)

2. Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

(Клетки дышат, питаются, растут и делятся.

3.Почему клетки называют «кирпичиками» организма?

(Они разнообразны, как и живые существа, населяющие нашу планету. Все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из кирпичей. Поэтому клетки часто называют «кирпичиками» организма.)

4. Какие виды клеток животного организма вы знаете?

(В организме много разновидностей клеток – это нервные клетки, клетки крови, клетки кожи, клетки кости.)

5. Назовите главные части живой клетки?

(Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, цитоплазму, ядро.)

Учитель: Итак, мы знаем, что все живые существа имеют клеточное строение

живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. Вы –молодцы.

Каждому из вас выписан загранпаспорт, прочитайте записанные термины и обозначьте те, которые вам знакомы.

Ученики 5 класса:

1 ученик:

Живет на свете человек,

Но сколько не смотри,

Не разглядишь ты и вовек,

Что у него внутри

И люди, побеждая рок

Пытались отгадать,

Что с вами за один урок

Должны мы здесь узнать.

2 ученик:

Возьмем, к примеру, дом стоит

Из тыщи кирпичей

И мир природы состоит

Из маленьких частей.

Вам кажется мала она,

Но в микроскоп взгляните,

Ведь это целая страна

Как в натуральном виде.

Учитель: Представьте, что мы уменьшаемся в миллион раз и проникаем внутрь животной клетки. Мы будем изучать эту страну, и как настоящие путешественники-исследователи вести путевые заметки.

4. Открытие новых знаний.

Ученики 5 класса показывают презентацию, а ученики 4 класса ведут путевые заметки, отвечая на вопросы и отмечая в маршрутном листе части клетки.

Ученик 1. Вы знаете, что организм растений и животных имеет органы. Клетка тоже имеет «органы», они располагаются внутри клетки, и называются «органоидами», то есть подобные органам.

Во время путешествия мы встретимся с органоидами клетки и узнаем, зачем они нужны клетке. Путешествие начнем с самого главного органоида клетки, со столицы страны Клетки.

Ученик 3.

И в той стране столица

Является ядром.

Внутри ее хранятся запасы хромосом.

В столице как положено

От центра совсем рядышком

От мира отгорожено

Главенствующее ядрышко.

Ученик 4.

Ядро клетки.

Центральное положение в клетке занимает ядро. Ядро – это небольшое плотное тельце, ограниченное собственной мембраной. Внутри ядра имеется ядрышко. Ядро и ядрышко выполняют очень важные функции для клетки и для всего организма. Они контролируют все процессы жизнедеятельности, которые происходят в клетке. Во-вторых, они являются хранителями наследственной информации.

Ядро с ядрышком самый главный органоид, контролирует все процессы, происходящие в клетке. В нем хранятся хромосомы, в которых записана информация, которая передается от родителей к детям. (Показывает модель органоида, прикрепляет к модели клетки.)

- Почему ядро главный органоид клетки?

-Контролирует все процессы в клетке, хранит информацию.

Следующий пункт нашего путешествия – это органоид...

Ученик 2.

А цитоплазма ширится

Огромным океаном.

Вокруг него границей

Наружная мембрана,

И органы другие там

Трудом поглощены

Своим согласно отраслям

На благо всей страны.

Клеточная мембрана – это оболочка клетки, которая ограничивает её и осуществляет взаимосвязь с окружающей средой или с внутренней средой, если это клетка входит в состав многоклеточного организма. Клеточная мембрана имеет тончайшие поры, через которые осуществляется транспорт веществ.

Ученик 5. Цитоплазма – полужидкое вещество, в котором находятся все органоиды.

Наружная мембрана или оболочка защищает клетку от внешних повреждений.

Цитоплазма. Все внутреннее содержимое клетки заполнено цитоплазмой. Впервые этот термин был введен в 1842 году Эдвардом Страсбургером. Цитоплазма в большем процентном соотношении состоит из воды. Но в зависимости от того, где располагается эта клетка, и какую функцию она выполняет, количество воды может быть разным. Например, клетки эмали зубов содержат всего 10% воды. Клетки зародыша – до 90% воды. А вот в клетках медузы её больше всего: до 98% воды.

Ученик 1.

Все знают без энергии

Придет всему конец

Ее даст митохондрия

Работая как ТЭЦ.

Заводы рибосомы

Работа нелегка,

Их очень вклад весомый.

Сообщение ученика

Митохондрия вырабатывает энергию, необходимую для жизни клетки, обеспечивает дыхание клетки. Рибосомы производят белки, необходимые для жизни. (Показывает модель органоида, и прикрепляет к модели клетки.)

Ученик 2. А с помощью чего Роберт Гук смог заглянуть внутрь организмов? (С помощью микроскопа).

Что это за прибор? (Микроскоп - прибор для рассматривания мельчайших объектов). Почему он так назван? (Слово греческого происхождения «микро» - маленький, «скопео»- смотрю).

Претерпел ли изменения со времён Роберта Гука микроскоп? (Да, он менялся в сторону возрастания возможностей увеличения. В настоящее время используют световой и электронный микроскопы.)

Учитель: Прежде чем начнём работать с микроскопом, давайте вспомним, какие правила работы с микроскопом надо соблюдать.

Правила работы с микроскопом

1. Не делать резких движений.

2. Не поворачиваться.

3. Не ронять.

4. Работать осторожно и внимательно.

5. Поставить микроскоп от края стола на 5-10 см.

6. Установить меньшее увеличение объектива.

7. Поместить микропрепарат на предметный столик и закрепить зажимами.

8. С помощью винтов поднять предметный столик максимально вверх.

9. В окуляр смотреть одним глазом, не закрывая другой, и медленно вращать винты, пока не появится чёткое изображение)

5. Практическая работа. Работать с микроскопом будете в парах. Давайте вспомним, как правила работы парами.

- Работать надо вдвоём.

- Один говорит, другой слушает.

- Если не понял, переспроси.

- Умей высказать своё мнение.

Тема: «Изучение клетки кожицы лука».

Цель работы: на примере кожицы лука показать, что клетка состоит из клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.

Для работы понадобятся: световой микроскоп, вода, йод, луковица, лезвие, пипетка, долька луковицы, покровные стеклышки, пинцет и стеклянная палочка.

Лист наблюдений.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат.

- Для этого возьмите небольшую луковицу и при помощи лезвия отделите от нее небольшой кусочек.

- Снимите тоненькую кожицу на луковице.

- Нанесите на предметное стеклышко одну каплю воды.

- Тоненькую кожицу луковицы поместите при помощи стеклянной палочки на предметное стеклышко.

- Очень хорошо расправьте, чтобы не было никаких складок, иначе можно не увидеть клетки.

- Нанесите одну капельку йода на кожицу, чтобы клетки окрасились и стали более заметны.

- На микропрепарат положите маленькое покровное стеклышко.

2. Рассмотрите микропрепарат.

- На предметный столик микроскопа поместите микропрепарат.

- На объективе выставьте 8-кратное увеличение. На окуляре должно быть 15-кратное увеличение.

- Максимально при помощи винтов приблизьте предметный столик и отклоните микроскоп, чтобы было лучше видно.

- С помощью зеркала улавливайте свет и направляйте в отверстие предметного стола.

- Смотрите в микроскоп, при помощи регулировочных винтов направляйте свет, пока не появится четкая картина.

- Запишите свои наблюдения. Зарисуйте клетку кожицы лука в листе наблюдений.

Вывод: На этой практической работе мы рассматривали клетку на примере клеток кожицы лука. Клетки плотно прижаты друг к другу. Внутри клетки располагается ядро. Все внутреннее содержимое клетки является цитоплазмой. Снаружи каждая клетка отделена плотной оболочкой - мембраной.

6. Обобщение. Существует огромное количество самых разнообразных клеток. Среди них есть одноклеточные организмы, тело которых выполняет все функции живого организма. Т. е. одна клетка отвечает за рост, развитие, размножение. К таким организмам относятся простейшие животные, такие как эвглена зеленая, амеба, инфузория туфелька. Абсолютно все бактерии образованы одной единственной клеткой.

7. Рефлексия

Прекрасный день!

Занятию подошел конец.

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец!

Уважаемые ученики, у вас сигнальные карточки (смайлики): веселый, грустный и равнодушный.

-Если вам занятие понравилось: это было полезно, интересно – покажите мне веселый смайлик.

-Если это всё вас совсем не тронуло – покажите грустный смайлик.

- Если вам всё не до конца понятно и что с этими знаниями делать, покажите равнодушный смайлик.

Спасибо всем за внимание.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика