Изучение английского языка посредством обучающих песен

Закирова Р.А.,
учитель английского языка
МБОУ «Лицей №23» г.Казани
«Музыка является одним из наиболее эффективных
способов воздействия на чувства и эмоции человека»
Леви В.


Английский язык на сегодняшний день не зря считается международ-ным языком, на нем говорят практически во всех странах, куда бы вы ни приехали, но ещё это один из «певучих» языков. Мы слышим песни, исполненные различными певцами на английском языке на всех международных музыкальных конкурсах. В школе мы изучаем английский язык со 2-го класса и, естественно, возникает желание петь песни известных исполнителей и групп на уроке, чтобы сделать обучение более увлекательным. В данной статье мы рассмотрим роль использования песенного материала и примене-ние его на уроках английского языка. За основу взяты песни из известных и популярных мюзиклов «The Miserable», «Cats», а также обучающие английской грамматике и фонетике песни «The Tale of Mr. Morton», «Irregular Verbs Grammar Rap Song!», «Past, Present, and Future Tense (ESL) Song For Kids», «Question Word Song»

Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому ри-сунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма, темпа речи. Песни помогают развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разви-тие музыкального слуха помогает улавливать тончайшие различия в произнесении иностранных звуков.

Основы грамматических структур изучаемого языка необходимо знать тоже. И здесь не обойтись без учебников. Но прекрасным не скучным практическим упражнением может послужить песня. Песенная лирика содержит сюжет, речевые обороты, словарный состав, грамматические структуры. Как правильно использовать песни, чтобы выучить английскую грамматику? Во-первых, лучше всего подойдет классическая композиция, в которой четко прослеживается сюжет, а не просто набор слов.

Например, с помощью песни «There is a castle on the cloud» (The Miser-able) можно изучать конструкцию «there is/ there are». Данная конструкция не имеет аналога в русском языке, что и вызывает затруднение в понимании и употреблении. В чем ее особенность? Она сообщает о месте нахождения того или иного предмета, лица, информация о которых еще неизвестна. Правило фонетики говорит, что произносить фразу необходимо слитно, основное ударение в предложение делать на подлежащее. Данная песня показывает правильный интонационный рисунок произнесения, порядок построения предложения.

There is a room that's full of toys,

There are a hundred boys and girls.

Таким образом, оборот there is/there are используется для передачи но-вой информации о предмете, находящемся в известном месте.

Песня как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения, сложенные в определенной рифме. Ритмичная музы-ка стихов и песен помогает быстрейшему усвоению слов, фраз, предложений, а вместе с ними и правильной интонации, которая воспринимается в даль-нейшем как естественная при воспроизведении английской речи.

Одна из популярных песен «Memory» из мюзикла «CATS» помогает отработать в речи модальные глаголы и условные предложения первого ти-па.

I must wait for the sunrise.

I must think of a new life.

I can smile at the old days.

If you find there the meaning of what happiness is

Then a new life will begin.

Описание сцен из мюзикла помогает отработке лексики в речи. В пес-нях уже знакомая лексика встречается в новом тексте, что помогает её воспроизведению в схожих речевых ситуациях. Лучше, чтобы в песне был сюжет, поскольку повествование, построенное вокруг динамичного сюжета, легче воспринимается.

Песня «The Tale of Mr. Morton» учит образованию прошедшего време-ни как правильных, так и неправильных глаголов произнесению звуков, услышать интонационный рисунок фразового ударения, которые чередуются в определённом ритме и логической последовательности, а так же данная песня помогает закрепить знакомую лексику в речи.

Потренировать употребление прошедшего времени неправильных глаголов поможет песня в жанре рэп «Irregular Verbs Grammar Rap Song!»

TAKE (took, TAKen).

You SHAKE (shook, SHAken).

WAKE (woke, WOken) to the STYLE Im creAting.

THINK (thought, THOUGHT). SEEK (sought, SOUGHT).

LISten to the LESson that I TEACH (taught, TAUGHT).

Don’t SLEEP (slept, SLEPT).

I CREEP (crept, CREPT).

I SNEAK (snuck, SNUCK UP).

You LEAP (leapt, LEAPT).

I KEEP (kept, KEPT)

HAVing FUN…

В песнях наглядно демонстрируются согласование трудно запоминаю-щихся грамматических форм, но, когда урок будет уже далеко позади, песня поётся для своего удовольствия. Песенные тексты не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончании урока, а в песнях сложная грамматика запоминается прочно и надолго.

Работа над песнями на уроках английского языка способствует совер-шенствованию навыков произношения, усвоению и активизации грамматиче-ских конструкций, достижению точности в артикуляции, ритмике и интонации речи, углублению знаний по английскому языку в целом, обогащению словарного запаса, развитию навыков и умений чтения и аудирования, стимуляции монологического и диалогического высказывания, развитию как подготовленной, так и спонтанной речи, а также сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повыша-ется эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка.

Итак,

• песня на иностранном языке имеет широкие возможности для развития ученика;

• слова песни служат эффективными средствами расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур;

• песня воспитывает у школьников высокие нравственные качества, расширяет кругозор, знакомит с творчеством авторов песен;

• все виды работ с песней помогают стимулировать интерес школьников к предмету и поддерживать его все годы учебы в школе;

• песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха.

• песни вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала.

• песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения. Кроме того, песни на иностранном языке отражают особенности жизни, культуры и быта наро-да страны изучаемого языка.

• практическая значимость представленной статьи в том, что материал может использоваться на уроках английского языка.

Список использованных песен

1.(Les Miserables) - Castle On A Cloud

2.«Memory» из мюзикла «CATS»

3. «Irregular Verbs Grammar Rap Song!»

4. «The Tale of Mr. Morton»

5. «Question Word Song»

6. «Past, Present, and Future Tense (ESL) Song For Kids»

7. Wide Awake

Список литературы:

1. Верникова Ж.Б.»Роль песен при обучении английскому произношению»

2. Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. //ИЯШ №5, 2009. – с. 28-30

3. Картинки из мюзиклов. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=pictures

4. Сборник песен для начальной школы. Издательство «Титул», Об-нинск, 2004г

5. Физкультминутки по УМК по английскому языку М. З . Биболетова ,

Н. Н. Трубанева

6. CATS Memory http://megalyrics.ru/lyric/cats/memory.htm#ixzz2unsxmVqn

7. Les Miserables - Castle On A Cloud - Текст Песни, слушать онлайн http://megalyrics.ru/lyric/les-miserables/castle-on-a-cloud.htm#ixzz2unrJtT90


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика