Библиотека как ресурс внеурочной деятельности школы в рамках ФГОС

Хамидуллина Гузель Рафиковна,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ №117


В 2019-2020 учебном году перед школьной библиотекой МБОУ СОШ №117 стояли следующие задачи: обеспечение участников образовательного процесса качественным обслуживанием; введение программ Литрес и Руслан; организация внеурочной и проектной деятельности учеников; формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя и информа-ционной культуры; сохранность и обновление библиотечного фонда.

Полноценная деятельность библиотеки невозможна без грамотной ор-ганизации фондов. В этом учебном году большое внимание было уделено оформлению основного фонда библиотеки. Художественный фонд школы увеличился на 3000 экземпляров. В школе прошла акция «Подари книге вторую жизнь» - было подарено 1315 экземпляров художественной литера-туры. 1725 экземпляров художественной литературы были закуплены с ос-новных средств школы.

Красиво оформленный фонд оказывает положительное влияние на востребованность книг, учащиеся стремятся самостоятельно выбирать книги. Для этого наиболее яркие и значимые книги выставлялись в открытом досту-пе в соответствии с читательскими интересами и потребностями. Тем самым частично решалась задача по качественному обслуживанию читателей и формированию у них культуры чтения. Ведется активно работа по сохран-ности фонда и возмещению ущерба, причиненного книгам. Проводились бе-седы с учащимися о бережном отношении к книгам. Для учащихся началь-ной школы проводились библиотечные уроки «Правила обращения с кни-гой» и практические занятия по ремонту книг из основного фонда.

Активно используются программы Литрес: школа и «Руслан». На 01.02.2020 весь художественный фонд введен в электронный каталог «Рус-лан», книговыдача в школе осуществляется только на основе данной про-граммы. МБОУ СОШ №117 входит в десятку самых активных школ по РТ в использовании программы «Литрес». Данные на 01.02.2020 - в школе обу-чаются 774 ученика, из них 693 читателя, 6452 книговыдача за 2019\2020 уч. год.

Задача обеспечения участников образовательного процесса качествен-ным обслуживанием решалась в основном в процессе проведения массовых мероприятий. Количество массовых мероприятий сократилось незначитель-но, что можно сказать и об охвате учащихся данным видом работы. Значи-тельно выросли показатели охвата учащихся массовыми мероприятиями 2 – 4, чего нельзя сказать о 1, 7-9 классах.(см. таблица №1, таблица №2)

Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком ра-боты библиотеки. Проводились индивидуальные беседы по привлечению де-тей к чтению и воспитанию информационной культуры, в библиотеку были записаны учащиеся первых классов и ученики, поступившие из других школ. В этом году количество проводимых комплексных мероприятий увеличи-лось. В рамках историко-патриотического воспитания было проведено большое количество мероприятий, из которых можно отметить: литератур-но-историческую игру в 6 классе, новая игра в 9 классах на тему: «Сталин-градская битва». По воспитанию у учащихся нравственности и эстетического вкуса проведены уроки творческого чтения в начальных классах, посвящён-ных Л.Н.Толстому. Выставки 2019/2020г. – были освещены на сайте шко-лы.

Если говорить об информационной работе, то следует отметить органи-зацию выставки «Новые книги», на которой можно было познакомиться с подаренными библиотеке новыми изданиями для учащихся. Были организо-ваны и проводились: выставка «Любителям чтения», литературная игра, библиотечный урок «Структура книги», а также «Посвящение в читатели». На библиотечных уроках использовались красочные презентации и видео-фильмы, что повышало интерес учащихся. Надо отметить, что после каждого мероприятия, на котором проводился обзор литературы по данной теме, по-вышалась посещаемость учащимися библиотеки.

В своей работе мы активно использовали опыт других библиотекарей. Приняли участие в различных мероприятиях, таких как - республиканская научно- практическая конференция «Лихачевские чтения» , конкурс «Живая классика» , конкурс буктрейлеров «Ожившая книга», всероссийский кон-курс экслибрисов домашних библиотек.

При организации внеурочной работы в библиотеке МБОУ СОШ №117 взаимодействует с различными организациями. Среди них: Университет Та-лантов, Российское Движение школьников, Министерство по делам детей и молодежи РТ, Комитет по делам детей и молодежи ИКМО г. Казани, Мини-стерство экологии РТ, АНО «Дирекция спортивных проектов» и т.д. На базе библиотеки активно работают кружки и секции, волонтерский центр школы.

Все эти направления деятельности способствуют улучшению всех пока-зателей библиотеки, и конечно активно влияют на внеурочную деятельность учащихся. В связи с этим основными направлениями работы и в дальнейшем будут: проведение внеурочных мероприятий; привлечение учащихся к уча-стию в массовых мероприятиях; реклама библиотеки и ее услуг; сохранность учебного и основного фондов; обновление и пополнение основного фонда.

Список использованной литературы:

1. Школьная библиотека как центр формирования информационной культурной личности [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Ста-родубова, Ю.В. Уленко – М.: РШБА, 2012. – 352 с. – (Сер.1; Вып.11-12). Гендина Н. И., Косолапова Е. В.

2. Н.А. Борисова. Школьный информационно-библиотечный центр как безопасное открытое развивающее интерактивное простран-ство// Школьная библиотека. – 2020. –№ 3.

3. Чудинова В.П., Косенко Л.Н., Михайлова А.И. Сетевые сообщества юных читателей и библиотекари: Проблемы и задачи для специалистов (по результатам исследования) / Русская школьная библиотечная ассо-циация // Школьная библиотека. – 2009. –№ 3.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика