Загадки с пояснениями как способ расширить кругозор младших школьников

Волкова Радмила Шлёмовна
заведующая библиотекой МБОУ «Школа № 43»
Ново-Савиновского района г.Казани,
Республика Татарстан


XXI век привнёс много нового в работу школы. Информатизация образования и общества, с одной стороны, облегчает работу педагогов и школьных библиотекарей. Однако, с другой стороны, формирует кругозор младших школьников так, что очень многие сведения, которые были очевидны и естественны для предыдущих поколений школьников, ускользают от сегодняшнего.

К сожалению, сегодняшние ученики младших классов, воспитанные не живым общением, а телевидением и интернетом, не способны сосредоточится подолгу на одном предмете, имеют плохую память. Зачастую они неспособны пересказать простую сказку, плохо отвечают у доски, поскольку не могут выразить свою мысль словами. Разговаривая с кем-то, даже со взрослыми, они продолжают играть в игры на телефоне. Поэтому нам, школьным библиотекарям, приходится перестраиваться на ходу, придумывая всё новые и новые формы работы с детьми. Одной из таких форм и стала серия презентаций «Загадки с пояснениями».

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова [6, с.273.], загадка – это «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании». Большая Российская энциклопедия [1, с.306.] определяет загадку, как «фольклорный жанр малой формы, словесная игра в виде замысловатого вопроса, требующего ответа (отгадки)».

Загадки – это неотъемлемая часть устного творчества любого народа. Всё, что окружает человека в его повседневной жизни, находит отражение в загадках. Это и предметы, используемые в быту, и национальная кухня, и профессии, и одежда, и многое другое. Загадки всегда сопровождали человека и человечество в его развитии и становлении.

Казалось бы, что здесь может быть нового и необычного? Что можно придумать, чтобы современные дети воспринимали их как нечто новое и интересное? Не будем забывать, что загадки развиваются вместе с нашей цивилизацией. Появляются новые предметы и явления – появляются и загадки о них. XX век принёс нам новые загадки про электрическую лампочку, газовую плиту, стиральную машину, автомобиль и другие виды транспорта. Например: «На кухне хозяйкам он помогает, а на полях урожай убирает» (комбайн). [3. c.37]

Кроме того, такие замечательные детские поэты, как Самуил Яковлевич Маршак и Корней Иванович Чуковский, тоже сочинили немало интересных детских загадок. Вот одна из загадок К.И. Чуковского:

Была телега у меня

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала - побежала.

Глядите, побежала телега без коня!

(грузовик) [7, c.179.]

А вот такую загадку сочинил С.Я. Маршак:

Мы поймали нашу речку,

Привели ее домой,

Жарко вытопили печку

И купаемся зимой.

(водопровод) [5, c. 207.]

В XXI веке были придуманы загадки про компьютер, интернет и другую современную технику. Но так же, как появляются новые вещи и явления, исчезают, малоиспользуемые и устаревшие слова. Вряд ли современные дети смогут отгадать такую загадку: «Мать толста, дочь красна, сын храбёр, под небеса ушёл» (печь, огонь, дым). Или «Без рук, без ног, на все стороны клонится» (колыбель, зыбка). [4, c. 9,17.] К сожалению, они даже таких слов уже не знают. Вряд ли кто-то из них может представить себе, что такое прялка и борона, коромысло и серп. Профессию почтальона многие знают только потому, что есть герой мультфильма «Трое из Простоквашино» Игорь Иванович Печкин. А зачем нужны трубочисты, переплётчики и гончары, даже не представляют.

Но нельзя же допустить, чтобы знания о старых вещах и профессиях исчезали без следа, чтобы современные школьники не знали, где наши предки хранили продукты, если не было холодильников, как изготавливали одежду, и что такое соха. Именно для реализации этой цели и служит серия презентаций «Загадки с пояснениями». Каждая из них посвящена особой теме и даёт большие возможности для развития кругозора школьников. К каждой или почти к каждой загадке и её разгадке можно подобрать или стихотворение, или книгу, или какие-нибудь интересные факты об этом предмете (явлении). Вряд ли современные школьники знают, что такое огниво, хотя и читают сказку Г.-Х. Андерсена. Это можно использовать, рассказав им о том, как раньше люди добывали огонь.

Загадка про море «Вокруг вода, а с питьём беда» даёт возможность рассказать детям о «цветных» морях нашей планеты. Загадка о лесе – об его разновидностях (дубраве, корабельных рощах, березняке и т. д.). Почти к каждому явлению природы можно найти стихотворение, ведь в копилке мировой поэзии их поистине неисчерпаемый запас.

Кроме того, загадки – это удачный повод для рекламы книг и продвижения чтения. Сделав презентацию о животных, можно заодно познакомить детей с произведениями Эрнеста Сетона-Томпсона, Евгения Ивановича Чарушина, Софьи Борисовны Радзиевской и других писателей, которые посвятили своё творчество живой природе.

Одна из презентаций посвящена хлебу и всему, что с ним связано. Она содержит сведения о мельницах (водяной и воздушной), печи-тандыре, конструкция которой не меняется уже несколько тысяч лет. Очень многое дети узнают и о русской, многофункциональной и уникальной, печке. Ведь печка раньше служила не только для приготовления еды и выпечки хлеба. Печь – хранительница и защитница дома, физиотерапевтический кабинет прошлого, и даже баня! Для того, чтобы дети узнали, как печь использовалась именно в этом качестве, можно обратиться к повести Л.И. Воронковой «Девочка из города».[2, c. 15-17.] Да всего, для чего служила «государыня печка», даже и не перечислишь! (см. Приложение 1). И очень бы хотелось, чтобы дети об этом знали, чтобы они смогли оценить мастерство своих предков. Иначе они даже не будут знать о такой замечательной профессии, как печник. А ведь ещё сто лет назад печники по праву гордились своим мастерством и очень высоко ценились как в деревне, так и в городе.

Много на свете различных музеев. Мы все с удовольствием посещаем их, расширяя свои знания о родном крае и наслаждаясь богатейшим наследием мировой культуры. Но для детей, особенно маленьких, посещать многие музеи просто скучно. Да и как могут их заинтересовать старые черепки от горшков I века до нашей эры или старинный серп. Да и картины великих мастеров прошлого они вряд ли смогут оценить. Однако есть и такие музеи, которые им точно понравятся. Да и как можно остаться равнодушным к музею шоколада, где можно не только узнать, откуда взялось это всеми любимое лакомство, но и своими глазами увидеть, как делаются конфеты! Также интересен будет и музей ложки, который в 2015 году открыла во Владимире коллекционер Татьяна Пикунова. Обо всём этом тоже можно рассказать в презентациях, загадав им такую загадку: «Каким инструментом можно щи хлебать?»

Сейчас очень много говорится о благотворительности. Ради того, чтобы заработать денег для помощи детям, старикам, животным, делается очень многое. Так, например, в презентации про хлеб одна из загадок посвящена торту:

Сладок, нежен и воздушен,

Он порою всем нам нужен.

Ни одно ведь торжество

Не проходит без него.

После отгадки была помещена фотография самого большого рождественского торта в мире. Испекли его китайские кондитеры с целью помочь четырём онкобольным детям. (см. Приложение 2). Деньги, полученные от продажи торта, пошли на курс химиотерапии. Такие примеры помогают детям понять, что можно и нужно помогать тем, кому не повезло в жизни.

Итак, подведём итог всему вышесказанному. Яркие, красочные и интересные презентации дают возможность учителям и школьным библиотекарям проводить занятия с детьми, расширяя их кругозор, в лёгкой, доступной форме рассказывать об истории вещей и профессий. Тема эта поистине неисчерпаема, и каждый найдёт для себя что-нибудь необычное и познавательное.

Аннотация.

В данной статье рассказывается о новом виде библиотечного занятия – презентации «Загадки с пояснениями». Этот вид занятий с детьми может быть полезен как школьным библиотекарям, так и учителям начальной школы.

Список литературы:

1. Большая Российская энциклопедия. В 30 т. /Председатель Науч. – ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т.10. Железное дерево-Излучение. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 2767 с.: ил.: карты.

2. Воронкова Л.Ф. Девочка из города: Повесть. – М.: Детская литература, 2010. – 62 с., илл.

3. Красильников Н.Н. 500 загадок от А до Я для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. (500).

4. Красное коромысло через реку повисло: Русские народные загадки. /Сост. А.Н. Санжаровский; Под ред. Г.М. Науменко; Рис. А. Тюрина. – Ижевск:Удмуртия, 1989. – 32 с.

5. С.Я. Маршак. Сказки, песни, загадки. – М.: Детская литература, 1966. – 573 с., ил.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. / Под ред док. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – 14 изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1983. – 816 с.

7. Чуковский К.И. Чудо-дерево и другие сказки /Сост. В.И. Голубелького. – Т.: Шарк, 1994. – 400 с., ил.

Список затекстовых ссылок.

1. Большая Российская энциклопедия. В 30 т. /Председатель Науч. – ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т.10. Железное дерево-Излучение. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 2767 с.: ил.: карты.

2. Воронкова Л.Ф. Девочка из города: Повесть. – М.: Детская литература, 2010. – 62 с., илл.

3. Красильников Н.Н. 500 загадок от А до Я для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. (500).

4. Красное коромысло через реку повисло: Русские народные загадки. /Сост. А.Н. Санжаровский; Под ред. Г.М. Науменко; Рис. А. Тюрина. – Ижевск:Удмуртия, 1989. – 32 с.

5. С.Я. Маршак. Сказки, песни, загадки. – М.: Детская литература, 1966. – 573 с., ил.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. / Под ред док. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – 14 изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1983. – 816 с.

7. Чуковский К.И. Чудо-дерево и другие сказки /Сост. В.И. Голубелького. – Т.: Шарк, 1994. – 400 с., ил.

Интернет-ресурсы:

www.museum.ru/M2714

https://24smi.org/news/51792-samyi-bolshoi-tort-v-mire-voshedshii-v-knigu-rekor.html.

https://zagadka.pro/3562.html

http://erudit-menu.ru/plugins/dif_news/dif_news.php?0.view.615

https://zagadka.pro/2123.html.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика