Библиотека как центр культуры и чтения информационно-ресурсной базы школы

Алексеева С.Г.
Педагог дополнительного образования,
заведующая библиотекой МБОУ «Школа№85» г. Казани,
Хайбуллин Р.Р.
директор МБОУ «Школа№85» г. Казани


Библиотека, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения, является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой школы, представляющей библиотечно-информационные ре-сурсы учителям, ученикам и родителям. Основной целью является поддерж-ка и расширение учебной деятельности школьников, развитие у учителей и обучающихся потребностей в чтении, непрерывном образовании, творче-ских, коммуникативных, интеллектуальных, личностных качеств, навыков, умений эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера. Неотъемлемой частью работы библиотекаря является проведение библиотечных уроков. Результатом обучения должно стать про-буждение интереса к культуре других народов, толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

Мои библиотечные уроки проходят в форме: дискуссии, читательской конференции, викторины, устного журнала, поэтического чтения, интеллек-туальных читательских игр и другое .

Одной из самых распространенных форм проведения библиотечных уроков является урок-беседа. Главной задачей, которой является побуждение развития читательской компетенции школьника. На мой взгляд, использова-ние дополнительной литературы, не входящей в перечень обязательного изучения, дидактических материалов, документальной хроники помогает ре-бятам подойти осознанно к изучению выбранной темы ими темы. В качестве примера библиотечного урока-беседы предлагаю вам мою методическую разработку.

«Это было в Ленинграде…»

Тема: «Это было в Ленинграде…»

Тип занятия: библиотечный урок

Форма проведения: беседа

Продолжительность: 45 минут

Место проведения: Библиотека МБОУ «Школа №85»

Цель: создание условий для формирования у обучающихся морально – психологических качеств с присущими ему ценностями, взглядами, граж-данственности, патриотизма через легендарное прошлое нашей страны, вы-соко ценящего подвиг советского народа в Великой отечественной войны.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить и изучить материал, связанный с историей блокады Ле-нинграда.

Развивающие:

- Развивать чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Воспитательные:

-Способствовать воспитанию у учеников чувства уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейший период в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период;

Основной методы: словесно-наглядные.

Планируемые результаты: приобретение детьми знаний, которые по-высят их гражданскую активность, продемонстрируют коммуникативные компетенции в процессе беседы, смогут сформулировать для себя приорите-ты исторического прошлого нашей Родины.

Технологии: ИКТ, технологии критического мышления коллективного взаимодействия; технология воспитания духовной культуры молодого поко-ления; технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств.

Межпредметные связи: история, литература, искусство

Дидактические средства: карточки с важными датами истории ВОВ, историко-географический атлас, рисунки детей, сборник эскизов и набросков с фронта художника А.Г. Хуторова

Ресурсы: компьютер, аудио колонки, флеш-карта, интерактивная доска

Ход беседы:

1.Организационный момент:

Педагог здоровается, проверяет готовность к уроку

2. Вступительное слово педагога. Сообщение темы и цели занятия. Чтение стихотворения «Опять война, опять Блокада» (Юрий Воронов).

75 лет тому назад отгремел победный майский салют 1945 года, но в памяти народной и сегодня живы те грозные годы. Время никогда не изгла-дит из сердца Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.

Поистине ставшие крылатыми слова «Никто не забыт, ничто не забы-то!» являются для нас незыблемым нравственным законом, мерилом всего нашего общественного бытия, — заявил Рустам Минниханов, президент Рес-публики Татарстан

Тема нашего сегодняшнего урока-беседы: «Это было в Ленинграде…». Как вы думаете, о чем пойдет речь? (выслушивает ответы учеников).

Верно. Сегодня мы будем говорить о блокадном Ленинграде, о его жи-телях, о страшных днях, которые пережил этот красивый город-герой, го-род-солдат, город-труженик. Вы узнаете две правдивые истории о тяжелой судьбе двух девочек, одна из которых является жительницей города Казани.

3. Беседа, показ презентации.

У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Ребята, как вы думаете, как назывался город на протяжении своего существования? (выслушивает ответы учащихся.)

Верно- Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург.

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу 3 недели от начала войны. Оно даже назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путе-водители по Ленинграду, и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение- вме-сте с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: раз-громить русских как народ, то есть истребить, уничтожить. Перед команду-ющим группой армий «Север» генерал - фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сде-лать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на город. «Ле-нинград выжрет самого себя»,- так цинично пророчествовал Гитлер.

8 сентября 1941 года, в продолжении наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкну-лось. Началась блокада Ленинграда - она продолжалась 900 дней и ночей. В городе оставалась 2,5 млн жителей, в их числе около 400 тысяч детей. Впер-вые дни мало кто верил серьезность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов и сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось не всем, когда в сентябре начались систематические обстрелы, пути для эвакуации были уже отрезаны.

Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября, а за-тем город стал подвергаться систематическим массированным налетам вра-жеской авиации. За время блокады фашисты сбросили на город более 107000 бомб и 150000 снарядов. Были разрушены дома, получили сильные повреждения Эрмитаж, Русский музей, Таврический, Мариинский, Строга-новский и другие дворцы.

В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к 40 градусам. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, стены квартир покрылись изморозью. В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стёкла. Окна приходилось забивать фанерой, даже днём в комнатах было темно. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки вре-мянки. В них сжигали столы, стулья, паркетные плитки пола и другую ме-бель.

Но подобного топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холо-да и голода. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Вышел из строя водопровод, и за водой жители Ленинграда ходили к Неве, Фонтан-ке и к другим речкам и каналам.

В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие получали по 300 г хлеба, а все остальные по 150 г. А когда через неделю прекратилось навига-ция по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, скудный паек пришлось урезать. Крупу выдавали по 300 г, масло по 100 г в месяц. Затем пришло время, когда уже выдавать было ничего кроме хлеба. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады -250г на рабочую карточку и 125г на все остальные. Этот хлеб был сырой и состоял на 2/3 из примесей. Его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Хлеб смешивался с горьким хлопковым мас-лом. Люди пекли печенья из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер. Было страшно и голодно.Люди прибегали к различным спо-собам выживания: ловили птиц, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой. Из домашних аптечек выбирали всё, что можно было применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Из столярного клея варили суп, студень. Кожаные ремни они использовали для приготовления бульона.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии принял решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60.000 школьников первых и четвертых классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах. А с 3 ноября в 103 шко-лах Ленинграда за парты сели более 30000 учащихся первых и четвертых классов.

Правдивая история о войне нашла свое отражение в сборнике эскизов и набросков с фронта художника А.Г.Хуторова. (ученики рассматривают эски-зы, обсуждают, делятся своими впечатлениями)

Ребята, я хочу вам рассказать об одной девочке - Ленинградской школьнице, девочке, о которой узнал весь мир благодаря её дневнику, кото-рый она писала, живя в блокадном Ленинграде. Девочку звали Таня Савиче-ва, жила она на второй линии Васильевского острова в доме номер 13. И была она, как и все её сверстники, отважной пионерской. Жила Танечка в большой дружной семье: старшая сестра, брат, мама, папа, двое дяди семья-ми, бабушка. Когда началась блокада, Тане было 11 лет. Она вела свой дневник. В этом дневнике было всего 42 строки, но каждая из них - обвине-ние. Обвинение тем, кто обрёк десятки тысяч таких же детей на муки голода, на медленное умирание в тёмной ледяной квартире, наполненной трупами соседей и близких.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хруп-кая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Умирающую Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда, но вы-лечить её не удалось. Она умерла от дистрофии 1 июня 1944 года в Горьков-ской больнице. В 1972 году в поселке Шатки Нижегородской области на её могиле был открыт памятник.

Ребята, вы прослушали трагическую историю о семье Тани Савичевой. И у меня сразу к вам возникает такой вопрос.

Скажите, как вы думаете, почему мама Тани Савичевой умерла послед-ней? (выслушивает ответы учеников)

Давайте сделаем вывод. (Идет формирование вывода)

Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского клад-бища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве. Он стал обвинительным документом в 1945 году на Нюрнбергском процессе. И таких историй, к сожалению, во время блокады в Ленинграде было огромное количество. Об одной из таких я хочу вам рассказать.

Мы живём с вами в Татарстане, и, казалось бы, от Ленинграда нас от-деляет большое расстояние, но на войне многое меняется и переплетается. Шесть лет тому назад в газете «Казанские Ведомости» я обнаружила статью, в которой было написано о нашей землячке, Эльвире Владимировне Турен-тиновой, проживающей в Казани. Эльвира Владимировна часто встречается со школьниками и студентами, рассказывает им о блокаде. На одном из ме-роприятий, организованном литературным клубом «Мирас», при библиоте-ке- филиале № 47 в КЦ «Сайдаш» она рассказала правдивую историю о 900 блокадных днях, которые она прожила в Ленинграде. В то время ей шел все-го пятый год.

- Тогда я не плакала, а сейчас, когда вспоминаю детство в голодном Ленинграде, удержать слезы трудно, - говорит она.

Маленькая Эльвира до войны жила по тем временам роскошно - с ма-мой и бабушкой в трехкомнатной профессорской квартире. Когда начались бомбежки, их потеснили. На жилплощадь в 70 кв. метров подселили 15 чело-век, все комнаты поделили фанерными перегородками. Было тесно, но жили дружно. Каждый старался подставить плечо соседу, поддержать.

- Как-то случилось, что бабушку ранило на улице, а мама задержалась на работе на несколько дней, и я осталась в своей клетушке одна, - рассказы-вает Эльвира Владимировна. - Соседка через сутки заглянула ко мне спро-сить, не скучно ли. Я ей отвечаю: «Нет, ко мне мышки ночью приходили, я с ними разговаривала». Услышав это, соседка вскрикнула и, схватив меня в охапку, утащила к себе. Ребенку было не понять, что это были крысы и при-ходили они не сказки мои слушать, а меня скушать (Грустно улыбается неожиданной рифме.) Соседа моего, сверстника с верхнего этажа, эти твари заживо загрызли, когда он совсем обессилил. Отец его тоже сутками пропа-дал на заводе.

Блокадный Ленинград - это жуткая тишина. Не было слышно ни птиц, ни собак, ни кошек. Люди ходили как зомби.

- Родители запрещали детям бегать, прыгать, громко говорить, смеять-ся - все, что могло бы отнять силы, - говорит Эльвира Владимировна. - Мы ходили и говорили тихо, совсем без эмоций - ни дать ни взять зомби. Нам рано пришлось повзрослеть. Я в пять лет уже знала, что такое трупы, как стоять в длинной очереди за пайком, как беречь его за пазухой, чтобы никто на улице не отнял. А еще я знала, что такое голод, и научилась спокойно смотреть на смерть.

Смерть была тогда в Ленинграде повсюду и встречалась малышке Эль-вире чуть ли не на каждом шагу.

- Я видела из окна, как подростки - мальчишки и девчонки - грузили на подводу трупы с нашего двора, - вспоминает Эльвира Владимировна. - Ви-дела множество мертвых каждый день, когда мы с бабушкой шли за водой на Серебрянку (озеро Серебряное). Однажды я ей говорю: мол, давай эту женщину уберем с дороги. А она отвечает: «Или она или я. Мне ее не сдви-нуть, тогда мы вместе здесь будем лежать». Помню, когда стояла за пайком, мужчина рванулся без очереди. Впереди стоявшие, несмотря на то, что были обессиленные, так оттолкнули его, что он, крепко ударившись об угол дома, упал и умер. В очереди не раздалось ни одного вздоха, вскрика. Люди мол-чали и даже не пошевельнулись, не посмотрели в его сторону. Все знали: прорвись он к окошку, кому-то не досталась бы пайка. Хлеба всегда не хва-тало.

Еще одно воспоминание, навсегда врезавшееся в память блокадницы:

- Одна из соседок долго не решалась обменять обручальное золотое кольцо на мясо, все ходила и у всех спрашивала совета, не будет ли ее ругать за это муж, который был тогда на фронте. Наконец она совершила обмен и опять прошлась по всем соседям, приглашая отведать мясной бульон, когда она его приготовит. Но через несколько минут из кухни мы услышали бук-вально вой и крик. Когда все забежали туда, увидели, как она бьется в исте-рике головой об стену и кричит: «Это мне в наказание, мне в наказание!» И показывает на злосчастный кусочек мяса. Когда его развернули, все увидели страшный довесок - человеческий палец. С тех пор я не ем мясо вообще.

С пуском ледовой переправы через Ладогу у измученного Ленинграда появилась надежда на жизнь. Стало чуть-чуть сытнее. Детей даже начали приглашать на праздники.

- Помню декабрь 1943 года. Нас повезли в Выборгский ДК на елку, - продолжает Эльвира Владимировна. - Был шикарный концерт, перед нами выступал военный оркестр, артисты, а мы, еле-еле поворачивая головы друг к другу (головы мы откинули на спинки кресел, потому что наши шейки не могли так долго их удерживать прямо), спрашивали только об одном: а по-дарки будут? Когда же после концерта нам дали по пачке печенья и сладкий чай, все как один сунули печенье за пазуху, чтобы дома родных покормить. Девушка-вожатая не смогла нас уговорить съесть хотя бы одно печенье. Мы знали: дома тоже хотят есть. И вот наконец-то раздали подарки. Мы молча вцепились каждый в свой пакетик. И только один из нас открыл заветный мешочек. Мальчик достал мандарин, облизнул его и тихонько положил об-ратно. Надо было слышать этот вздох облегчения, пролетевший между детьми, - он не съел мандарин, а тоже, как и мы, понесет его домой. Дома я разделила два мандарина на 18 кусочков. Удивительно, но у всех взрослых в нашей коммуналке оказалась аллергия на этот фрукт, и они от угощения от-казались.

И вот наконец-то наступил тот день - 27 января 1944 года. Блокада снята. Семилетняя Эльвира вместе с мамой попала на знаменитый концерт Шостаковича.

- Это было что-то невыразимое по мощи, по эмоциям, - улыбается бло-кадница. - Когда смолк последний аккорд, все зрители стали кричать «Бис», «Браво», топать ногами, аплодировать. Ленинград выдержал, наш город выжил.

-Ребята, какие эмоции вы испытываете после ознакомления с этой исто-рией? (выслушивает ответы детей)

-Какие выводы вы сделали для себя? (выслушивает ответы детей)

-Как вы думаете, что дало силы выжить нашему народу в то страшное военное время? (выслушивает ответы детей)

-Возможно, у вас есть похожие истории, услышанные от родственников (выслушивает рассказы учеников)

4.Заключительная часть. Минута молчания

Дети войны - их лучшее время жизни - детство пришлось на страшные годы войны. И хотя им не приходилось воевать, им было очень трудно. Они мерзли и голодали, видели смерть и бомбежки, стояли у станков и выращи-вали хлеб для фронта. Многие из них потеряли отцов, матерей, близких род-ственников. У этих детей не было детства, им рано пришлось стать взрослы-ми, но несмотря ни на что, они выжили и продолжали жить во имя своей Ро-дины!

27 января Российское правительство объявило Днем воинской славы России.

Как вы думаете, почему? (выслушивает ответы детей)

Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Блокадное кольцо бы-ло прорвано. Голод, бомбежки, артобстрелы - всё это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!

Прочтение стихотворения «О детях войны» Валентины Салий

Я благодарю вас за внимание. Прошу всех встать и почтить память по-гибших в Великой Отечественной войне минутой молчания. (звук метроно-ма)

Список литературы:

1. «Казанские ведомости» [Текст]: газ.№18 (5771)-2014г.

2. «Ленинград» [Текст] историко-географический атлас. — М.: Главное управление геодезии картографии ,1981г.—119с.

3. Н. Хозда «Дорога жизни» [Текст] / Н. Хозда. — М.: Детская литера-тура,1984г. —¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬70с.

4. «Республика Татарстан» [Текст]: газ.1 мая 2020г.

5. «Стихи и песни о войне1941-1945» [Текст] — М.: Детская литерату-ра, 2017г.

6. «Читаем, учимся, играем» [Текст]: жур. №5- 2012г,№4-2011г.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика