Несколько лет назад перед коллективом нашего детского сада, как и перед многими другими, встала задача перестроения образовательного про-цесса в соответствии с принятым в 2014 году Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразова-тельной программы дошкольного образования, в том числе и к организации предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в детском саду является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разносторонне-го развития ребенка, его успешной социализации в обществе.

Работая над повышением качества образовательной и воспитательной деятельности в контексте реализации ФГОС ДО, мы столкнулись с пробле-мой несоответствия имеющейся в наших группах предметно-пространственной среды требованиям данного документа.

На основе проведенного анализа был составлен план-проект по по-вышению профессиональных компетенции педагогов по данному направле-нию. Для нашего детского сада это стало одним из направлений инновацион-ной деятельности.

Начали мы с изменений в методическом сопровождении педагогов детского сада, работе по повышению уровня квалификации педагогов по проблеме. На семинарах-практикумах, педагогических советах педагоги «конструировали» развивающую среду, рисовали схемы, планы групп, ана-лизировали. Делились опытом по привлечению родителей к этому делу. В каждой группе педагоги самостоятельно выбирали принцип организации РППС, были разработаны дорожные карты по организации развивающей среды, которые в процессе работы дополнялись, изменялись в рамках име-ющихся возможностей таким образом, чтобы среда была не только развива-ющей, но и развивающейся.

Отсутствие финансирования, нежелание некоторых педагогов менять привычные формы и методы работы с детьми, непонимание со стороны младших воспитателей, родителей - все это, конечно, «тормозило» на первых порах процесс обновления, но мы справились и стали коллективом едино-мышленников.

Была проведена работа по стимулированию работников к инноваци-онной деятельности. Воспитатели прошли обучение в составе районных це-левых групп по обучению проектированию РППС в разных возрастных группах, принимали участие в районных мероприятиях, перенимали опыт других дошкольных организаций района, изучали интересную российскую и международную практику.

После обсуждений мы остановилась на разграничении игрового про-странства группы в соответствии с 5 образовательными областями: социаль-но-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно – эстетиче-ской и физической. Каждая область включает в себя центры развития, позво-ляющие развиваться детям в соответствии с требованиями ФГОС.

При проектировании РППС в группах педагоги учитывали:

- образовательную программу детского сада, свою методическую тему;

- характеристики, касающиеся детского контингента (возраст, гендерные особенности, показатели здоровья и пр.);

- образовательный потенциал пространства групповых помещений, материа-лов, оборудования и инвентаря;

- возможности родителей воспитанников;

- реализацию различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных и других условий.

Увидев, как изменилась обстановка в группах, как увлеченно играют в различных уголках группы дети, активно стали проявлять поддержку и ро-дители воспитанников. Они сконструировали нам легкие передвижные, пере-носные конструкции, которые дают возможность детям создавать простран-ство для игры в удобном месте – платформы на колесах, небольшие подиу-мы на колесах, переносные уголки ряженья из пластиковой основы. Для игр изготовлены ширмы – трансформеры (машина, комната для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы одно, двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.

Наша активная коллективная работа по преобразованию развиваю-щей предметно-пространственной среды детского сада не только сделала ин-тересней жизнь наших воспитанников, но и еще больше сплотила коллектив учреждения. По итогам мониторинга состояния РППС в ДОО Авиастрои-тельного и Ново-Савиновского районов наш детский сад оказался в числе лидеров. Нас это очень радует, значит все было сделано правильно. Но мы не останавливаемся на достигнутом – впереди у нас еще много идей, и мы их обязательно реализуем.

Список литературы:

1. О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Ма-рич. Методические рекомендации для педагогических работников до-школьных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стан-дартом дошкольного образования. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика