Использование интерактивных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Мухамадуллина З.З., Учитель-логопед высшей кв. категории МАДОУ № 145 Ново-Савиновского района г. Казани


Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практиче-ски во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому ис-пользование компьютерных технологий в образование – логичный и необхо-димый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сде-лать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подо-бранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рас-смотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот инте-рес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познава-тельная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, раз-работки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь макси-мально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями.

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педа-гога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Компьютерные презентации способны оживить процесс обучения за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.

Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря дина-мичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.

Я использую компьютерные презентации на индивидуальных, подгруппо-вых и фронтальных занятиях. Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий.

Мною создан и постоянно пополняется банк мультимедийных презен-таций в соответствии с коррекционно-развивающими задачами АООП ДО для детей с ТНР по следующим направлениям работы:

1. Развитие артикуляционной моторики.

2. Формирование произношения.

3. Формирование фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

4. Формирование лексико-грамматических средств языка.

5. Развитие связной речи.

Многие игры-презентации авторские, например, такие как, «Песенка Змеи», «Листопад», «Кораблик и самолетик», «Домашние животные», «Зи-мующие птицы», «Составь слово», «Ребусы» и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

Развитие артикуляционной моторики. При проведении артикуля-ционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений, можно предложить ему посмот-реть картинки, послушать стихи, предложенные в презентациях «Артикуля-ционная гимнастика»

• Формирование произношения. Чтобы разнообразить процесс работы по автоматизации поставленных звуков логопеды подбирают множество кар-тинок, игр, рисуют в детских тетрадках иллюстрации. Но «продвинутым» современным детям это быстро надоедает. Я попробовала разнообразить за-нятия компьютерными заданиями. Для этого создала презентацию, содер-жащую привычные этапы отработки произношения. Как только ребенок научился правильно произносить звук, предлагаю ему такие игры как:

«Песенка змеи». Цель: автоматизация правильного произношения звука [Ш]. Предлагаю ребенку имитировать шипение змеи. На экране появляется змея, которая ползет по дорожке. Ребенок «шипит» до тех пор, пока змея не до-ползет до конца дорожки.

«Листопад». Цель: автоматизация правильного произношения звука [Ш]. Инструкция логопеда: «Сейчас на экране появится осен¬ний лес. В лесу ли-стопад. Желтые листья падают и шуршат: ш-ш-ш. изобрази, как шур¬шат па-дающие листья». Используется слайды с анимиро¬ванными картинками на тему «Осень». Ребенок произносит звук [ш].

«Кораблик» Цель: автоматизация правильного произношения звука [Л]. Ин-струкция логопеда: «Сейчас на экране появится кораблик, он плавает по волнам. Спой пе¬сенку кораблика». Появляется слайд с анимированным ко-рабли¬ком, который плавно передви¬гается по экрану, в это время ребенок произносит звук [л]. И др. игры для автоматизации изолированных звуков.

Отработанный изолированный звук вводится в слоги. Здесь опять на помощь приходит пароходик - нужно «подружить» звук [л] с гласными зву-ками. Дети с удовольствием снова и снова проговаривают прямые и обрат-ные слоги. После отработки произношения звука в слогах предлагаю ребён-ку произносить слова, постепенно появляющиеся на экране монитора. Также использую игры-лабиринты, «Четвертый лишний», «Доскажи словечко» и др., в которых присутствует материал на отрабатываемый звук. Затем отра-батывается произношение звуков в предложениях. Для этого я использую следующие игры:

«Помоги Маше составить предложения». Цель: автоматизация звука [Л] в предложениях. Инструкция логопеда: (на экране появляются Маша и мед-ведь). «Маша учится составлять предложения, но у нее не получается, помо-жем ей? Сейчас на экране появятся картинки, которые помогут тебе и Маше составить предло¬жения. Стрелочка обо¬значает слово-действие, а квадратик – маленькое слово-помощник». Например, на экране картинки: ложка, стрелка, квадратик, стол. Логопед: «Что делала Маша?» Ребенок: «Маша положила ложку на стол» и т.д.

«Прятки с Лунтиком». Цель: автоматизация звука [Л] в предложениях и закрепление употребления предлогов. Инструкция логопеда: «Сейчас на экране появится Лунтик. Оказывается он очень любит играть в прятки. По-играем вместе с ним? Лунтик будет прятаться, а мы с тобой будем его ис-кать».

Например, на экране интерьер комнаты и Лунтик, который передвигается под стол. Логопед: «Куда спрятался Лунтик?» Ребенок: «Лунтик спрятался под стол». Лунтик передвигается из-под стола. Логопед: «Откуда вылез Лун-тик?» Ребенок: «Лунтик вылез из-под стола» и т.д.

• Формирование фонематического восприятия. Обучение грамоте. Работу по развитию фонематического слуха начинаю с восприятия нерече-вых звуков, использую презентацию: «Звуки дома». Она не только демон-стрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «дверь скрипит», «стучит молоток».

Для дифференциации звуков использую игры-презентации «Хлопни-топни», «Что изменилось?», «Посмотри и запомни», «Жучок и змея» и дру-гие.

На занятиях по обучению грамоте игры на определение позиции звука в слове, составление слов из слогов.

• Формирование лексико-грамматических средств языка. Для работы над словарем презентации представлены по лексическим темам: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Мебель» и др.

По теме «Предлоги» использую дидактические игры: «Где котенок?», «Игры с Лунтиком», по теме «Приставочные глаголы» игру «Гараж».

Для примера рассмотрим игру-презентацию «Зимующие птицы». Ге-рой презентации Мудрая сова, которая предлагает детям различные задания. Одно из них это отгадывание загадок. По мере отгадывания, на экране появ-ляется изображения зимующих птиц. Следующее задание – выделение 4-го лишнего. Если ребенок ошибается, то его поправляет не педагог, а герой презентации. Далее по голосу нужно узнать какая это птица и сказать, что она делает (ворона – каркает, сорока – стрекочет и т.д.). Целью следующего задания является согласование существительных с числительными «Сколько птиц прилетело на кормушку» Птицы по одной прилетают на кормушку, де-ти их считают (один воробей, два воробья и т.д.). Далее задание на внимание. Предлагается зашумленный фон. Нужно сосчитать сколько снегирей на ря-бине. И еще одно задание, также на внимание. Ребенку предлагается посмот-реть на экран и запомнить, какие птицы сидят на дереве. Затем просим детей закрыть глаза, в это время одна из птиц «улетает». Дети открывают глаза и называют ту птицу, которая улетела. Задание повторяется несколько раз. И последнее задание на подбор антонимов.

• Развитие связной речи. При составлении описательных рассказов ис-пользую опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы служат наглядным планом для пересказа или заучивания стихотворе-ний. Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных карти-нок, так и репродукций картин известных художников для составления рас-сказов.

Аналогичные игры помогают мне взаимодействовать с педагогами дет-ского сада, используя их каждый специалист решает свои образовательные задачи.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать заня-тия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстраци-онным материалом, что способствует хорошей результативности коррекци-онной работы:

• вызывает повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;

• активизирует восприятие, познавательную и мыслительную деятель-ность дошкольников;

• тренирует память, внимание и воображение; способствует общему раз-витию ребенка;

• ускоряет процесс постановки и автоматизации звуков, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;

• помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие поня-тия как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

• способствует формированию навыка звукобуквенного и слогового ана-лиза, синтеза слова, овладению навыками чтения;

• уменьшает утомляемость, дольше сохраняет работоспособность;

• повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений.

Однако, следует помнить и о недостатках компьютера:

чрезмерное обращение с компьютером может привести

к ухудшению зрения ребенка, а также может отрицательно

сказаться на его психическом здоровье. Особенно это опасно для застенчи-вых детей.

Поэтому, хочу немного остановиться на гигиенических нормах и реко-мендациях по работе с компьютером.

Максимальная одноразовая длительность работы не должна быть более указанной ниже:

Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день

Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день

Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день

Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день

Для детей 6 лет, относящиеся к группе риска

по состоянию зрения 10 минут в день

Для детей 5 лет, относящихся к группе риска

по состоянию зрения 7 минут в день

В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.

Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

- первая половина дня – оптимальна

- вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в пе-риод второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей

6 лет – 2 раза в неделю.

Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером:

вторник, среда,

четверг – оптимальные;

понедельник – допустимый.

В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уров-ня (нарушение режима в выходные).

В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое сни-жение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.

И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире, а компьютер – это дополнительное средство обуче-ния.

Список литературы:

1. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 21 июля 2016 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступапа: https://base.garant.ru/4179328/

2. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 15 с.

3. Никитина М.В. Ребенок за компьютером. – М.: Эксмо, 2006. – 288 с.

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 98 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика