Социальное партнерство ДОУ и семьи на основе дидактического пособия «Детский календарь»

Дрягалова О.А.,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида»
Авиастроительного района г. Казани


Одним из требований к реализации ФГОС ДО является обеспечение целостности образовательного процесса, путем вовлечения родителей в образовательную деятельность.

Родителям трудно подобрать развивающее содержание, определиться, чем и как нужно заниматься с ребенком, чтобы он получил своевременное развитие. Для того чтобы помочь в решении данного вопроса коллективом авторов под руководством Т.Н. Дороновой было разработано оригинальное пособие «Детский календарь».

Появление дидактического пособия «Детский календарь» в нашем учреждении при активном его внедрении помогает решить важную проблему – вовлечение родителей в образовательный процесс.

Хочется отметить, что внедрение данного дидактического пособия не было простым и легким, так как родители должны услышать, понять и принять необходимость и значимость данного пособия.

Были вопросы о том, что данное пособие - это домашнее задание. Мы объясняли родителям, что это ни коим образом не является домашним заданием – это и есть реализация совместной образовательной деятельности, которая находит отклик в детском саду.

Прежде чем «Детские календари» были предложены родителям мы изучили в теории и на практике положительный опыт работы по программе «Миры детства: конструирование возможностей» и по дидактическому пособию «Детский календарь» московских детских садов, пообщались с автором программы Татьяной Николаевной Дороновой. По возвращении из Москвы провели родительское собрание, на котором рассказали, что представляет собой современная система образования, о том какие требования теперь предъявляет новый федеральный закон «Об образовании» РФ, какова степень ответственности родителей и дошкольной организации, Обозначили то, что мы с ними партнеры, и мы заботимся так же как и они о благополучии их детей. На самом деле это единственно правильная и с точки зрения закона, и с точки зрения эффективности позиция. Мы все прекрасно знаем, что большинство современных родителей считают себя заказчиками услуг дошкольному учреждению. И немало педагогов, которые во избежание конфликтов и, не желая тратить каждый раз время на разъяснение тех или иных моментов, просто под них подстраиваются. В то же время, среди наших коллег есть и такие, кто взаимодействует с родителями с позиции строгого учителя, который и есть истина в последней инстанции, он всегда знает, как надо и требует четкого исполнения всех правил и указаний, и это порождает конфликты. Ни та, ни другая позиция не способствует налаживанию доверительных отношений между участниками образовательного процесса, и, следовательно, не способствуют его эффективности.

На том же собрании мы презентовали концепцию нашего взаимодействия, рассказали родителям, что представляет собой данное дидактическое пособие.

Что же такое «Детский календарь»?

Детский календарь - это дидактический материал для ежедневных занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. Зачастую то, что предлагается в магазинах цензуре не подвергается, а предлагаемое содержание календарей имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом, соответствует возрасту детей, не травмирует психику, все задания представлены в системе. И что очень важно, апробировано на практике и много лет успешно используется. Календарь имеет вид полноцветной брошюры формата А 4, напечатан на плотной бумаге, каждая страница снабжена перфорацией, что дает возможность самостоятельного отрывания страницы ребенком.

Страниц в календаре столько же, сколько дней в месяце, и каждый взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка, имеет возможность ежедневно заниматься с ним разными полезными делами.

Текст и изображения в календаре нанесены с двух сторон. На одной стороне напечатано текстовое сопровождение для родителей, с другой стороны –задание для ребенка. Разработан он для детей каждого дошкольного возраста и позволяет реализовать все основные культурные практики, такие как:

• Сюжетная игра, которая представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые используются в дальнейшем в обыгрывании сюжетов. Пусть у ребенка много купленных, красивых игрушек, но сделанная своими руками и совместно с родителями, более ценна для ребенка.

• Игра с правилами, представлена только в виде игр на удачу (лото, домино, игры с фишками, «ходилки») и помогают решать такуе важнейшую задачу, как умение следовать правилам, что необходимо в школьном обучении.

В календаре представлена игра «Танграм», которая в течение года усложняется, различные лабиринты на развитие ориентировки в пространстве. Дети любят самостоятельно составлять разные виды домино по карточкам. Таким образом, дети сами изготавливают игры и придумывают правила.

• Художественная литература в издании представлена в виде книжек – малышек, которые изготавливаются совместно с взрослым.

В настоящее время существует проблема: родители мало не читают детям книги, семейное чтение -большая редкость. Представленные в календаре книжки – малышки помогают решить данную проблему.

• Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) представлены в виде изготовления интересных поделок.

• Познавательно – исследовательская деятельность ребенка представлена в виде картинок, которые предоставляются ребенку в определенной системе.

Например, ребенок знакомится с тем, как изменяется живая природа в разные времена года. Могут проследить стадии развития насекомых, растений. Дети узнают о праздниках, изготавливают открытки, образцы которых представлены в календарях. Дети знакомятся с былинами, историей народа.

Использование данного пособия способствует

• речевому развитию детей. Они сочиняют рассказы по картинкам, придумывают им названия и делятся со сверстниками в группе. У каждого ребенка получается свой интересный рассказ. В средней группе дети в течение года знакомятся с алфавитом. Им предлагаются буквы с заданиями. В конце года у каждого ребенка получается своя азбука.

Привлекательность календаря состоит еще в том, что родителю не надо готовиться к совместной деятельности. Все что ему понадобится, кроме календаря, это – двое ножниц (для ребенка и для взрослого), клей (желательно жидкий, типа ПВА или клеящий карандаш), степлер под большие скобы. А такие материалы, как краски (акварельные и гуашь), карандаши, мелки и др. есть у каждого дома.

Итогом занятий становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, игровой макет, которые ребенок приносит в детский сад, все это используется в любой деятельности: как специально организованной воспитателем (выставка, конкурсы, беседы, участие в театрализованной и самостоятельной деятельности детей, даже в качестве друга на целый день. Также хочется отметить, что с помощью данного дидактического материала обогащается предметно – развивающая среда группы, но в то же время это имущество семьи и приносят они все на время, потом забирают домой.

Предлагаемые в календаре занятия рассчитаны на минимальную затрату сил и времени родителей и составляют ежедневно не более 10-15 минут. Кроме того, выполняя с ребенком совместную работу дома, родители могут видеть способности ребенка: насколько ребенок может сосредоточиться на чем то, насколько способен мыслить. Также в дошкольном детстве у ребенка формируется важнейшее человеческое качество – доверительное отношение между взрослым и ребенком и развивается оно именно в совместной деятельности, особенно если это происходит в семье.

Таким образом, основной целью этой работы является создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют всестороннее развитие ребенка.

Дидактическое пособие «Детский календарь» мы используем уже 4 года и за это время мы и родители видим только положительный результат, поэтому планируем продолжить данную работу.

Список литературы:

1. Миры детства: конструирование возможностей. Образовательная программа дошкольного образования./Т.Н.Доронова [ и др.]; научн. руководитель А.Г.Асмолов и Т.Н.Доронова – М.; АСТ: Астрель,2015-225с

2. Т.Н.Доронова Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников ДОУ. – М.; 2002.120 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика