Бородовицина И.И.,
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №299»
Авиастроительного района г.Казани
Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музы-кальных и шумовых инструментов. Сказки с шумовым оформлением являются эффективными упражнениями для слухового восприятия, развития мел-кой моторики, творческой фантазии у дошкольников. Сказки – шумелки развивают социально-коммуникативные навыки детей, дружеские отношения в детском коллективе.
Игра на детских музыкальных инструментах является прекрасным средством развития творчества детей, их воображения и фантазии. Эта тема меня увлекла, и я стала внедрять ее в работу со своими детьми, прежде изу-чив пособие Екатерины Железновой. Эту форму работы использую в работе с детьми разного возраста, начиная с младшей группы и применяю детские музыкальные инструменты в различных видах деятельности ребенка – музыкальные занятия, театрализованная деятельность, физкультурные занятия.
Любой музыкальный инструмент обладает притягательной силой, по-могает ребенку стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе. Я заранее подготавливаю инструменты, которые нужны для озвучивания сказки. Проверяем вместе с детьми их звучание, находим необходимый звуковой эффект. Если таковых нет, подбираю подходящие звучащие предметы.
Это детские инструменты: металлофон, дудка, треугольник, маракасы, деревянные ложки, погремушка, бубен, барабан, колокольчик.
Шумовые инструменты: целлофан, бумага, одноразовые стаканы, воз-душные шары (отличный барабан), расческа, ключи, крышки от кастрюли и т.д.
Изготовленные своими руками музыкальные инструменты вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Затем предлагаю детям прослушать сказку или историю. Во время исполнения использую жесты и мимику, говорю очень выразительно. Беру в руки инструмент для игры и затем откладываю. Далее распределяю музыкальные инструменты и предлагаю детям озвучить сказку игрой на музыкальных инструментах. Вступление подсказываю заранее установленным сигналом, а жестами подсказываю громкость и скорость игры. Иногда даю возможность детям закончить сказку самим.
Наиболее любимая сказка для озвучивания - «Теремок». Сказку дети хорошо знают и поэтому с удовольствием озвучивают и импровизируют. Для озвучивания использую следующие музыкальные инструменты:
Теремок - маракас
Мышка - колокольчик
Лягушка - бумажный стакан
Зайчик - бубен
Лиса - лист бумаги
Волк - деревянная трещотка
Медведь - барабан
Глупая лисичка.
Бежит лисичка по лесу, а на ветке колокольчик звенит (колокольчик).
- Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой, не возьму тебя!
И побежала лисичка дальше (звенеть колокольчиком). Бежит лисичка, а на земле бутылка лежит и странно гудит (дуть в бутылку).
- Напугать верно хочет! - сказала лисичка. А я ее утоплю!
Схватила лисичка бутылку и побежала к речке (барабанить палочками). Бе-жит лисичка, бежит и вдруг видит- а на дороге капкан.
-Какую-то железку потеряли! - сказала лисичка. Посижу-ка я на ней, отдохну.
Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап ее за хвост! (тарелка)
Уж лисичка его царапала-царапала, стучала-стучала (стучать по барабану). Еле вырвалась! И скорей домой побежала (барабанить пальцами).
Использование сказок- шумелок дает очень многое. Они помогают педагогам и родителям обеспечить разностороннее развитие детей. Играя в оркестре, ребенок раскрепощается, становится более коммуникабельным. Он реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах. в игровом оформлении, что сопровождается положительными эмоциями. У ребенка формируются навыки сотрудничества, развивается выдержка.
Интерес к игре на музыкальных инструментах может привести к серьезному увлечению музыкой. Но даже если этого не случится, дети вырастут добрыми, чуткими, и всесторонне развитыми людьми.