Применение инновационных методик в работе с детьми в объединении социально-педагогической направленности «Умка» в Центре внешкольной работы Авиастроительного района г.Казани

Ягудина В.Ш.,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Авиастроительного района г.Казани


Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими факторами, которые расширяют возможности личности, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Именно поэтому дополнительное образование осознается сейчас не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса самосовершенствования современного человека. Одной из тенденций в развитии дополнительного образования является переход к инновационной деятельности, позволяющей отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и их родителей и реализовывать миссию системы дополнительного образования в обществе. Переход к новому качеству дополнительного образования в настоящее время характеризуется, в основном, локальными изменениями, разработкой и внедрением новых методик учебной и воспитательной деятельности.

Традиционное проведение занятий основывается на постепенном овладении той или иной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей. Центр внешкольной работы в Авиастроительном районе г.Казани представляет собой сложившуюся устойчивую систему предоставления образовательных услуг. Одновременно эта система — динамичный развивающийся механизм, подверженный влиянию процессов, происходящих, в целом, в образовании:

-модернизация,

-внедрение информационных технологий в образовательный процесс,

-переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно отвечать требованиям окружающей социальной среды,

- соответствие качества предоставления образовательных услуг запросам заказчика независимо от его возраста, образовательных потребностей и др.

Чтобы успешно развиваться, образовательное учреждение должно активно участвовать в инновационной деятельности. Для этого необходимо грамотно выстроить управление инновационной деятельностью учреждения. Инновационная деятельность позволяет определять приоритеты развития учреждения, затрагивает интересы различных возрастных категорий детей, позволяет учитывать и реализовывать эти интересы. Именно поэтому в ЦВР Авиастроительного района был разработан проект «Волшебный песок», который относится к одному из направлений арт-терапии, успешно используемых в объединении социально-педагогической направленности «Умка» для детей дошкольного возраста.

Арт-терапия обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для развития успешной и уверенной личности ребенка в будущем. Преимущества конкретно данного метода (песочной терапии) перед другими методами заключаются в следующем:

- он не имеет ограничений (возраст, интеллектуальные способности, эмоциональные состояния), позволяет снять контроль сознания

- освобождает творческий потенциал человека, способствует возврату человека в прошлое (повторное переживание и освобождение от него)

- даёт человеку шанс от роли «жертвы» перейти к роли «творца» личной жизни

- обеспечивает игру, где нет правильных или неправильных ходов

- создаёт связь между сознательным и бессознательным человека. Является понятным способом самовыражения для детей

- развивает способность к преодолению трудностей. Помогает повысить самооценку и обрести веру в себя

- способствует повышению ответственности за свои действия и поступки

- даёт возможность ребёнку и взрослому быть самим собой. Способствует развитию коммуникативных функций в коллективе.

Занятия «Волшебный песок» проводятся как в малочисленной группе до 6 человек, так и индивидуально (например, при неготовности ребенка включиться в группу, в период адаптации).

Также песок используется и на занятиях объединения «Логика» (дети ищут в песке геометрические фигуры, мелкие игрушки, цифры, распознают их тактильно с закрытыми глазами, чертят пальчиками на песке). Практикуются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и Т. М. Грабенко, например: поскользить ладонями по поверхности песка, создать отпечаток ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка, «пройтись по песку отдельно каждым пальчиком» и многие другие. Также применяются мотивационные техники работы с песком, которые направлены на развитие мотивации к обучению ребенка в любом возрасте. В работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой -более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития, что особенно актуально в настоящее время.

Вообще, песочная терапия заключает в себе большой потенциал для педагога любого направления. Использование песочной терапии дает значительные положительные результаты в работе с детьми с ОНР, повышенной тревожностью, замкнутостью, гиперактивностью и т.д. По опыту работы можно смело сказать, что работа с песком оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика