Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в ДШИ средствами вокально-хорового искусства с учетом национально-регионального компонента

Л.Д. Шарапова,
преподаватель по классу вокала, хора
МБУДО «ДШИ Авиастроительного района» г. Казани


Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству.

Гражданско-патриотическое воспитание приобретает особую актуальность для российского общества. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующийся в социальную, духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.

Уникальными возможностями патриотического воспитания обладает система дополнительного образования детей, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, представляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие задачи, на основе свободного выбора и самоопределения.

В современных условиях ДМШ, ДШИ являются одними из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Хоровое пение является центральным элементом учебно-воспитательной системы в музыкальном образовании школьников. Неотъемлемую часть всего воспитательного процесса в ДШИ представляет собой патриотическое воспитание. Вокально-хоровое искусство является мощным потенциалом для формирования гражданско-патриотических чувств.

Преподавание в ДШИ Авиастроительного района, на базе татарской гимназии №5, создает специфику учебно-образовательного процесса. Учитывая национальный контингент учащихся, разработана общеразвивающая программа по хору с национально-региональным компонентом, обогащена татарской народной музыкой, музыкой композиторов Татарстана, имеет согласованность с программами смежных учебных дисциплин школы.

Как утверждает татарский ученый и этно-педагог Я.И.Ханбиков, «современная образовательная система с цивилизованной ориентацией реализует принцип от восприятия культуры собственного народа через родной язык, к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры».

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «патриотизм» определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Термин "патриотизм", происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям.

Основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей Родины, родного отечества, опираясь на принципы гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, выстраивается процесс гражданско-патриотического воспитания личности учащегося в школе.

Репертуар хора является основой, на которой обучаются и воспитываются учащиеся. Произведения доступны для исполнения (доступность диапазона, вокальных возможностей), соответствуют физиологическим особенностям певческого аппарата детей. Доступность репертуара предполагает восприятие детьми образного строя произведения. Детям должно быть понятно и интересно то, о чем они поют. Произведения имеют высокий уровень художественных достоинств, воспитательную направленность, жанрово и образно контрастны.

Хоровой репертуар школы очень разнообразен по тематике. Это песни о Родине, родном крае, природе, школе, маме, дружбе, войне и мире, затрагивают внутренний мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик. Песни военных лет, патриотические песни современных композиторов занимают важное и особое место в хоровом репертуаре.

Сформировать гражданские и патриотические чувства у учащихся невозможно в полной мере без включения национального песенного материала, который приобщает детей к «золотому фонду» татарской вокальной музыке военных, послевоенных лет, знакомит с историей своего народа, своей страны. Современная вокальная, хоровая музыка воспитывает и формирует в детях любовь и интерес, а также осознанное отношение к ней, развивает желание слушать и исполнять ее.

Значительный вклад в дело развития вокального искусства вносят вокальные произведения и обработки народных песен композиторов Татарии, пользующиеся большой любовью исполнительских коллективов и слушателей. Среди них композиторы разных поколений: С.Сайдашев, Н.Жиганов, А. Монасыпов, Р. Яхин, Э.Бакиров, Р.Еникеев, Дж.Файзи, А.Ключарев.

Среди композиторов более молодого поколения: Резеда Ахиярова, Рашит Калимуллин, Фарит Ахметшин, Луиза Батыр-Булгари, Светлана Зорюкова, Лилия Тагирова, Низамов.

Песни гражданского, героико-патриотического, лирического звучания композиторов Татарстана разных поколений занимают свое особое место в вокальном хоровом репертуаре.

Вот некоторые из произведений этого направления в репертуаре среднего и старшего состава хорового коллектива:

«Чишм?» Ж. Файзи

«Балалар ?ыры бу» А. Монасыпов

«Матур булыйк» С. Зорюкова

«Тынычлык ?ыры» Г. Зарипова

«Туган ил» татарская народная песня

«Казаным, минем Казаным!» Л. Батыр – Болгари

«Сугыш ялкыны» Р. Абдуллин

«Татарстан» С. Зорюкова

«Минем Казан» Л. Тагирова

«Иделем акчарлагы» Р. Абдуллин

«Жи?у жыры» Р. Яхин

«Туган ягым» Р. Яхин

Поэтический материал в этих песнях способствует развитию навыков родной речи, культуры речи, расширению словарного состава, а также знакомит с творчеством татарских поэтов М. Джалиля, Р. Байтимерова, М. Ногмана, Р. Валиева. Это дает возможность шире и глубже ознакомить детей с лучшими образцами татарского вокального искусства, познать красоту и особенности народного мелоса, его ладовыми и метроритмическими особенностями.

Национальный колорит, яркая образность и содержательность оригинальность сочинений композиторов Татарстана позволяют широко применять в творческом, рабочем процессе, а также включать их в исполнительскую деятельность вокального хорового коллектива.

Воспитанию гражданских патриотических качеств, средствами вокального хорового искусства, способствуют разнообразные формы организации музыкальной деятельности и творчества учащихся. Это участие в научно-практических конференциях и семинарах, посвященных беспримерному подвигу защитников Отечества, внеклассных мероприятиях, посвященных наследию татарских композиторов военных лет, мастер-классах для учителей музыки, преподавателей музыкальных дисциплин ДШИ, ДМШ г. Казани и Республики Татарстан.

Ежегодно стали проводиться среди ДМШ и ДШИ системы образования разнообразные конкурсы патриотической песни, районные и городские фестивали, посвященные Дню Победы - «Наследники Великой Победы» в КДК им. Ленина, в БКЗ РТ, культурно-массовые мероприятия в парке Победы, посвященные празднованию 9 Мая.

Хочется отметить внеклассные мероприятия, в рамках развития и воспитания гражданственности и патриотизма, подготовленные и проведенные совместно с гимназией №5. Особую значимость им предает применение интегральных технологий. Связь учебного материала ДШИ с близкими предметами общеобразовательной школы: русской и татарской литературой, историей, изобразительным искусствам, создает новые возможности расширить привычные формы творческого самовыражения, а также усилить познавательную составляющую внеклассной деятельности.

Так, проведенный конкурс историко-музыкальных композиций «Песня в солдатской шинели», в целях приобщения к истокам героизма советских людей в годы войны 1941-1945г., а также воспитания исторической памяти через песни военных лет, показал важность такой работы. К конкурсу были подготовлены костюмированные музыкальные композиции, с театрализованными элементами, с презентациями, с образным исполнением песен военной тематики. Подводя итоги, необходимо отметить, что постижение вокальной хоровой культуры, обогащенной национальной вокальной музыкой гражданско-патриотического звучания, служит воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся, способствует оживлению учебно-образовательного процесса, дает возможность шире реализовывать творческий потенциал, проявлять активность и повышать качество в концертно-исполнительской деятельности школы.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика