Формирование экологической культуры школьников на уроках музыки

Хузина Д.В.,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель музыки МБОУ «Школа №85»
Ново-Савиновского района г.Казани


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одной из основных задач образования является формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по своему содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

На данном этапе развития человечества очень актуальны вопросы экологического воспитания и образования школьников, так как проблема взаимодействия общества с природой – важнейшая проблема современности. От правильного решения данного вопроса зависит судьба планеты, будущее человечества. Основой такого образования и воспитания являются такие учебные дисциплины, как природоведение, биология, зоология, физика, химия, география. Но также нельзя недооценивать предметы гуманитарно-эстетического цикла, такие, как музыка, литература, изобразительное искусство.

Осуществляя на уроках музыки экологическое воспитание, решаются сразу несколько задач: эстетическая, гуманно-нравственная, патриотическая, интернациональная. Начиная с первого класса, на каждом уроке учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, где учитель обращает внимание на роль природы, на ее художественное отображение в искусстве. Музыка выразительно и динамично воплощает одушевленность природы. Природа всегда была источником вдохновения для творчества художников, писателей, композиторов, особенно фольклора. Очень важно вызвать у школьников интерес к народным мелодиям, а через интерес развить творческие способности и привить любовь к родной природе. В проведении таких татарских фольклорных праздников как «Навруз», «Сомбелэ», «Каз омэсе», «Посиделки», «Нардуган», «Сабантуй» проявляется уважительное отношение к природе родного края. Дети усваивают значимость праздников в жизни народа и их происхождение. Как известно, многие их них тесно взаимосвязаны с календарными датами и природными явлениями, сменой времен года, определенной трудовой деятельностью народа. Детский фольклор основан на интересах детворы, поэтому дети без труда запоминают, говорят, поют, танцуют. В детском фольклоре много песен-игр, развивающих ловкость, чуткость, находчивость детей. Каждая народная песня — это пример того, как люди через одушевление природы, воспевание ее красоты выражали свои чувства и мысли, рассказывали о своей судьбе. Много примеров и в русском фольклоре. Это – русские народные песни «Вниз по матушке, по Волге», «Эй, ухнем», «Ты взойди, солнце красное», «Ой, да ты, калинушка», «Тонкая рябина», «Зеленая рощица» и многие другие. Обогащение программы по музыке через музыкальный фольклор, возрождение национальных традиций – это еще один путь экологического воспитания. Целесообразно использовать фольклор, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности, как средство формирования экологических знаний. Этот процесс должен быть увлекательным, занимательным и познавательным.

Особое место в воспитании экологической культуры также занимают произведения композиторов-классиков. Тема природы нашла отражение в творчестве многих композиторов. Например, фортепианный цикл «Времена года» П.И.Чайковского, программные концерты А.Вивальди «Времена года», «Ночь», «Буря на море». Вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее», образ весны в опере «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига очень живописны. В увертюре к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке» русский композитор М.П.Мусоргский создает картину раннего утра. Слушая ее, дети слышат, как в музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому человеку, трепет занимающейся зари. Это произведение можно назвать гимном природе.

В среднем звене учащиеся слушают кантату С.В.Свиридова «Снег идет», 2ч. кантаты «Памяти С.Есенина» - «Поет зима, аукает», музыкальные иллюстрации к одноименной повести А.С.Пушкина «Метель». Это замечательные картины зимней природы. Огромное место заняла природа в творчестве и эстетических воззрениях композитора К.Дебюсси. Дебюсси призывал музыкантов учиться у природы. У него много инструментальных пьес, характеризующих конкретный образ природы: «Лунный свет», «Сады под дождем», сюита «Море» и другие.

Исполнение тематических песен также благотворно влияет на отношение детей к вопросам экологии, защите природы. Песни «Давайте сохраним» (муз. А.Черного, сл. Н.Старшинова), «Лесной марш» (муз. Ю.Чичкова сл, П.Синявского) тому пример. Дети с удовольствием поют:

Мы сами написали в лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса надежные друзья –

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я…

Все это на уроке музыки дает школьникам представление о природе, окружающем мире, которым пропитана музыка народная и музыка композиторская. Таким образом, на уроках музыки учитель с помощью самых различных методов и средств может внести свою весомую лепту в экологическое воспитание и образование молодого поколения, всего населения.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика