Развитие нравственного потенциала детей через различные виды творческой деятельности в условиях дополнительного образования

Л.С.Стюфеева, директор,
И.В.Абросимова, заместитель директора по УВР
МБУДО «ДШИ Авиастроительного района» г.Казани


Воспитание духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения всегда было и остается одной из главных задач отечественного образования. Современное общество нуждается в восстановлении традиций, сохранении и развитии национальной культуры, бережном отношении к историческому прошлому.

В условиях современного общества дополнительное образование детей несет огромное развивающее значение для ребенка как участника коммуникативных процессов социума. Музыкальные, художественные школы, детские школы искусств помогают ребенку развивать и совершенствовать свои социально-личностные качества, приобщаться к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

Эти задачи решаются через различные виды деятельности. Например, учащиеся нашей Детской школы искусств проявляют себя и как отдельные творческие единицы и как участники коллективов. Выступая сольно на различных концертах, конкурсах и фестивалях, ребенок учится развивать свои волевые качества, умение брать ответственность на себя и отвечать за свои действия. Именно эти качества присущи человеку с активной жизненной позицией. Являясь участником творческого коллектива, ребенок учится коммуникации и с другими детьми и с взрослыми руководителями, ведь сфера коммуникации – часть социального пространства, в котором существует личность. Работа в коллективе учит будущего гражданина общества умению прислушиваться к чужому мнению, высказывать и отстаивать свои мысли, а также формирует чувство ответственности за общий результат. Ребенок как бы примеряет на себя различные социальные роли в группе и в коллективе.

Необычайно важен в воспитании нравственности личностно-ориентированный подход. Необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, опираться на положительные качества личности ребенка. Также важен личный пример взрослого, которого дети видят перед собой. Являя собой образец морально-нравственных качеств, педагог гораздо доступнее сможет донести до ребенка основные принципы гражданственности.

Гражданственность и необходимые коммуникативные качества ребенка формирует и социальная значимость его деятельности. Выступления перед ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной Войны помогают ему приобщиться к исторической преемственности нашего общества. Такие концерты и мероприятия дают неоценимый опыт общения со старшим поколением.

Приобщение к народной культуре своего общества и родного края является неотъемлемым компонентом духовной личности. Знакомство с культурным наследием формирует любовь к малой родине, понимание традиций и бережное к ним отношение. Наши учащиеся исполняют произведения, как татарских композиторов, так и лучшие образцы татарского народного творчества. Участие в национальных праздниках помогает полюбить и лучше понять историю общества, в котором мы живем.

Необычайно важно для ребенка чувствовать себя успешным и значимым, ведь даже небольшой успех способствует позитивной мотивации личности. Выступление на концертных площадках различного уровня в творческих коллективах, сольные виды деятельности способствуют фактору успешности. Даже если ребенок сыграет песенку для своей любимой бабушки, он будет чувствовать свою значимость и нужность в семье. А ведь именно в семье начинается формирование гражданственности и патриотизма.

Дополнительное образование детей всегда стояло мощным заслоном от негативного влияния улицы. В стенах музыкальных, художественных школ дети получают колоссальную поддержку взрослых в пробуждении своих творческих сил, развитии личностного роста, в становлении нравственного облика.

Одна из важнейших задач учреждений дополнительного образования – формирование личности ребенка как полноправного гражданина общества. Комплексный подход к этой проблеме состоит в формировании культуры ребенка, его личностных качеств, любви к Родине, уважение к старшему поколению, к историческому прошлому нашей страны. Человек как участник коммуникативных процессов в нашем социуме является показателем того, каким будет наше общество через поколение. От нас, взрослых, во многом зависит, в какой стране, в каком окружении будут жить наши дети. Сфера дополнительного образования детей как ресурс развития личности, а, следовательно, и общества в целом, чрезвычайно актуальна на данном этапе современности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика