Школа и дополнительное образование: корни одного дерева

Мустафина Раушания Радиковна,
воспитатель группы продленного дня,
Мухина Наталья Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная
русско-татарская школа №103»
Ново-Савиновского района


Средством непрерывного обучения ребенка и формирования его личности выступает дополнительное образование, которое отвечает потребностям школьников; помогает раскрытию личности и творческого потенциала; обеспечивает психологический и социальный комфорт детей; налаживает взаимоотношения между учащимися; побуждает к саморазвитию и самодисциплине; реализует потенциал общего школьного образования за счет углубления и применения знаний, полученных на уроках. [1]

Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках.

Допобразование выполняет важную функцию — возможность школьником понять свои интересы и как можно раньше подготовиться к выбору профессии.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности. Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова, в издании «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя» так дает определение функциональной грамотности.

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:

? готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

? возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

? способностью строить социальные отношения;

? совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию». [2]

Включить детей в активную деятельность для развития функциональной грамотности нам помогает сотрудничество с районной библиотекой № 45. Начиная с первого класса, еженедельно ребята посещают тематические занятия в библиотеке. На уроках, классных часах и в группе продленного дня идет подготовка детей к запланированным конкурсам и мероприятиям. С ребятами мы читаем на заданные темы книги, обсуждаем их. Ребята смело высказывают свое мнение, отстаивают его, иногда бывает и спорят. А в споре, как известно, рождается истина. Мы ставим задачу сформировать у ребят положительное отношение к чтению. И не просто к чтению, а к осмысленному чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать авторский замысел, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него.

Известно, что чем больше ребёнок читает, тем больше он узнает, а, следовательно, у него возникают новые вопросы, которые способствуют познанию окружающего мира.

Ни для кого не секрет, что стойкий интерес к чтению формируется в семье. Но на практике оказывается, что мы, учителя, не развиваем у учеников интерес к чтению, а только начинаем его прививать.

Темы, охватываемые на классных часах и занятиях в библиотеке, разнообразны и многогранны. Например, «Книги Евгения Ивановича Чарушина». Они яркие, жизнерадостные и поучительные. Уже не одно поколение выросло на них. Они просто и увлекательно рассказывают о животных, учат любить и понимать их мир. На занятии дети не только знакомились с биографией писателя-анималиста, но и активно обсуждали его рассказы, принимали участие в литературной викторине.

Литературный час "Мало уметь читать, надо думать" был направлен на объяснение детям, что такое добро, какого человека можно назвать добрым, к кому мы спешим за помощью, о ком вспоминаем с благодарностью, кто такой настоящий друг? В ходе подготовки к литературному часу ребята познакомились и обсудили короткие рассказы В.Осеевой, пробовали решить предложенные различные жизненные ситуации. Всё это способствовало развитию моральных качеств ребят.

Литературный час "Дерево дружбы», научил детей анализировать сказки, и на основе этого анализа оценивать свои поступки и чувства.

Литературный час "Слово о солдате" позволил узнать ребятам о том, какими мужественными, сильными и отважными бывают военные: солдаты, лётчики, пехотинцы, танкисты, моряки, партизаны, разведчики. Как они храбро сражались во время Великой Отечественной войны и как смогли победить фашистов. Сохранить память о войне, о её героях нам помогают книги…

Встреча с писателями, чьи книги пользуются популярностью у читателей - это большой, интересный праздник. Такой праздник состоялся в библиотеке № 45 для ребят, их родителей. Встреча с писателями М.Д. Ясновым и С.А. Махотиным прошла в удивительно теплой, даже можно сказать домашней, обстановке. С неподдельным интересом ребята и родители слушали писателей, их рассказы о своем творчестве, задавали им вопросы. На этом мероприятия появилась возможность в доброжелательной обстановке задать вопрос любимому писателю, услышать историю создания уже известных произведений.

Благодаря урокам в школе и занятиям в библиотеке дети учатся работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, выразительно читать. Итогом такой поисковой работы становится "издание" своей книги: дети своими руками создают книжки-раскраски, книжки-малютки. Благодаря работе с книгой ребята учатся проявлять себя, участвуя в литературных конкурсах и различных литературных вечерах.

Ребята становились призерами в городском конкурсе " Звездный билет", были участниками Всероссийской олимпиады "Символы России. Литературные юбилеи", призерами ХI научно-исследовательской конференции школьников им. К.Д. Ушинского и других конкурсов.

Работа с книгой привела нас к работе над темой экологии, которая так актуальна в современном мире. Работая с различными источниками, мы начали работать над развитием экологической грамотности школьников. Ребята узнали: что такое экология, чем она занимается, какие вопросы решает, чем дети начальной школы могут помочь в решении экологических задач. Ответы на поставленные вопросы ребята находили на страницах книг, журналов, газет, обращались к учителям. Дети стали понимать, что человек является не главным действующим лицом в природе, а всего лишь ее частичкой. Поэтому он обязан соблюдать основные законы природы и всеми силами пытаться изменить свое потребительское отношение к ней. Работая над экологической грамотностью, мы начали сотрудничество с Волжско-Камским заповедником, ГДЭБЦ. Начали принимать активное участие в экологических конкурсах и фестивалях. Ребята стали призерами V Республиканского экологического фестиваля-конкурса "Радужная сцена" в номинации "Агитбригада", призерами Республиканского творческого конкурса "Ноосфера", лауреатами ХIII городского экологического фестиваля сценического творчества школьников "Солнечный мост" в номинации "Инсценировка", победителями Республиканского конкурса творческих работ "Заповедная природа Республики Татарстан" (коллективная работа), лауреатами V городского экологического фестиваля детских и юношеских творческих коллективов "Зеленая планета" (коллективная работа) и т.д. В процессе творчества у ребят возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого.

В любой деятельности важна личная заинтересованность. Для реализации личностного подхода в работе с детьми мы используем создание ситуации успеха (на каждом занятии ученик должен чувствовать радость от успешно проделанной работы), создание благоприятной атмосферы для продуктивной деятельности, постановка проблемных вопросов; использование дифференцированного и индивидуального подходов, умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать и принимать её. Похвала, как нам кажется, один из главных приёмов для этого. Дети у нас разные, с разными навыками и умениями. Но тем и интереснее с ними работать, находить подход и видеть, как заблестели глазки, рука тянется уверенней, и ответ становится более полным и интересным. Чтобы был успех - с детьми нужно общаться на равных, интересоваться их жизнью, и если возникают какие-то проблемы, то помогать решать их. И часто нам могут помочь именно герои той или иной книги посмотреть на ситуацию со стороны и помочь принять решение.

Наше общество является развивающимся, а "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом…".

Мы считаем, что наша работа с детьми этому способствует. Как говорил М.Горький: "В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат".

Список литературы

1. https://edunews.ru/deti/info/do-v-shkole.html

2. https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика