Краеведение в школе: с чего начинать молодому учителю

Пекменова А.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия № 179 – Центр образования» г.Казани


О роли изучения краеведения в школе написано и сказано очень много. Казалось бы, зачем в условиях современного школьного образования вновь возвращаться к этому вопросу? В рамках курса «История России» преду-смотрено место для истории родного края. Каждый учитель об этом знает и работает с этим. Существует множество различной краеведческой литерату-ры, богатые Интернет-ресурсы, которые расскажут ребенку о малой родине побольше любого учителя. И если школьнику это интересно, он и сам найдет, где и что почитать. А на уроках истории достаточно дать общее представление.

К сожалению, подобные суждения встречаются в учительской практике. Причины их ясны и, в какой-то мере, даже уважительны. Нехватка времени в условиях большого объема и насыщенности школьного курса истории, под-готовка к экзаменам, ВПР, а иногда и поверхностная осведомленность или неопытность самого педагога в краеведческой тематике.

Имеет место и частое отсутствие интереса к краеведению у большой массы школьников. Связано это с целым рядом объективных условий. Высо-кий уровень школьной нагрузки у современных учеников, влияние гаджетов, отсутствие семейного интереса к историко-культурному наследию – все это делает ребят равнодушными к истории родного края. Не будем забывать и о роли глобальных процессов. На фоне развития общемировых тенденций и соответствующей психологии мышления затирается значение региональной истории и культуры.

Но все перечисленное не только не освобождает от необходимости изу-чения краеведения в школе, но, напротив, придает этой дисциплине новое ак-туальное значение. Задача учителя сегодня прививать учащимся интерес к истории и культуре родного края в условиях массового отсутствия такового в семьях. Доносить ценность малой родины для исторического пути целых народов и больших стран, а также становления отдельной личности.

Эти задачи тщательно осмыслены и сформулированы и в сфере госу-дарственной образовательной политики. Так, в Историко-культурном стан-дарте красной нитью проходит идея о формировании у учащихся уважи-тельного отношения к культурным достижениям и традициям своего и дру-гих народов России [3, с.6]. Государственная программа ««Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы также под-чёркивает важность особую важность создания условий для формирования у подрастающего поколения знаний о ключевых событиях из истории народов, населяющих России, чувства гордости за исторические и современные до-стижения. [2, с. 7]

Таким образом, изучение краеведческого материала в школе обогаща-ет кругозор и мышление школьников. История Отечества становится более живой многогранной, если рассматривается через призму истории регионов. История, связанная с окружающей ребят действительностью, усваивается ими намного прочнее. Краеведение помогает сформировать и общеграждан-ские ценности: толерантность, уважение к этническому и конфессиональному разнообразию нашей страны, этнокультурная идентификация, осмысленные патриотические убеждения. В свете того, что одной из задач современного образования является подготовка потенциальных кадров для различных от-раслей, краеведение принимает еще и прикладное значение. Знание и пони-мание родного региона – одна из основ деятельности будущих молодых спе-циалистов. И если это «здание» строится личностью на протяжении всей жизни, то первые «кирпичики», безусловно, закладываются в школе.

Молодой педагог, который только начинает свою учительскую дея-тельность, может сказать:

– Я понимаю образовательную и воспитательную ценность краеведче-ского материала для учащихся? Но с чего начинать?

В одной из Интернет-статей написано, что краеведение должно быть не просто школьной дисциплиной, а принципом обучения и воспитания на мест-ном материале. [4] Это значит, что история родного края должна быть орга-нично вплетена учителем в курс Истории Отечества. Это не может быть ка-кой-то эпизодической тематикой. Необходимо выстраивать систему, когда на каждом уроке истории будет показываться связь с регионом.

Какие шаги можно предпринять? После изучения темы можно взять за правило в конце урока делать «Краеведческую минутку», в которой коротко и интересно сообщать о том, что происходило в это же время в нашем реги-оне. В 6 классе это может делать учитель, приучая детей к самой форме. А с 7 класса можно задавать обучающимся индивидуальное задание – подгото-вить «Краеведческую минутку» в связи с определенной тематикой по исто-рии России. В сильных классах можно практиковать описанный метод и раньше. Обычно в этом возрасте учащиеся с удовольствием выполняют по-добные задания, особенно, если получают возможность самостоятельно по-добрать интересные факты.

Очень эффективными являются проверенные годами формы обучения – подготовка сообщений, круглые столы, уроки-конференции, где ученики ин-дивидуально или в творческих группах могут презентовать тот или иной краеведческий материал. Здесь роль учителя особенно важна при подборе тематики и источников, а также при подготовке ребятами выступлений. Необходимо нацеливать учащихся на небольшие по времени, но продуман-ные и интересные выступления.

Проектно-исследовательские работы представляют широкие возможно-сти для изучения краеведения в классах постарше. При выборе тематики школьного исследования важно дать ученикам самостоятельно выбрать ин-тересные им аспекты краеведения, при необходимости помогая оформить мысль в рамки определенной темы. Здесь важна консультативная помощь учителя. Данная форма работы может быть применена, прежде всего, во вне-урочной деятельности. Но и на уроках истории, и на классных часах иссле-довательские проекты учащихся могут быть реализованы. Например, урок защиты проектов можно организовать в конце учебного года, предоставив тем самым ученикам длительный срок для подготовки.

Еще один интересный прием – подготовка группами учащихся крае-ведческих газет. В идеале выпуск такой ученической газеты должен стать ежемесячным. С ребятами можно заранее обговорить рубрики. Важно руко-водствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». Пусть это будет не-большая по объему, но качественно сделанная газета. Можно включить такие рубрики как: «Политические сводки», «Культурное наследие нашего края», «Сыны нашей малой родины», «Интересные факты» и т.д.

Неплохо, если сам учитель будет готовить календарь памятных дат и имен родного края. Делать это можно раз в четверть и размещать в поле зрения учащихся. Подобная работа расширяет кругозор не только учеников, но и самого учителя, становясь с годами полезной привычкой узнавать новое из истории и современности родного региона.

Но и конечно, следует отметить большую пользу применения ИКТ при изучении краеведения. На сегодняшний день неотъемлемой частью образова-тельного процесса стало создание учителями и обучающимися разного рода тематических презентаций. Нет необходимости рассуждать об их пользе. Презентации по краеведческой тематике помогут ученикам не только углу-биться в региональный материал, но и творчески переосмыслить его. Конеч-но, хорошая информативная презентация может быть создана только при консультативной поддержке педагога.

Учителю следует создавать банк цифровых ресурсов вообще и крае-ведческих в частности. Такой банк может включать в себя интересные статьи, изображения, исследования, наследие краевых творческих деятелей и прочие электронные ресурсы. Тематическая концептуальная подборка материалов может стать хорошей базой для разработки исследовательских работ уча-щихся.

Современные цифровые ресурсы позволяют сделать изучение краеве-дения более разнообразным и интересным. Что может использовать в своей работе учитель? Хорошие возможности открывает работа с картами. Например, Яндекс. Карты – ресурс в котором можно не только изучать кар-ты родной местности, но и создавать собственные. Ученики могут создать карту интересных памятников, тематических названий и т.д. Интересной ра-ботой может быть, например, создание карты с обозначениями улиц города или посёлка, названных в честь героев ВОВ.

Учитель может использовать социальные сети для размещения инте-ресных материалов, подготовленных учащимися. Сегодня у каждой школы есть страница в той или иной социальной сети. Ребята могут готовить крат-кие краеведческие сообщения, создавать подборки изображений и фотогра-фий или даже писать авторские статьи и вести краеведческие рубрики.

Наконец, в старших классах в качестве проектной деятельности может выступить виртуальная тематическая экскурсия по родному краю. Простор для выбора темы весьма широк. Эта непростая работа требует от учеников и учителя не только навыков работы с различными материалами, но и техни-ческих умений. А потому рациональнее организовывать подобные виды за-даний в группах и на довольно длительный срок. Старшеклассники любят не только демонстрировать свои навыки в той или иной области, но и всегда охотно выступают со своими достижениями перед учащимися младших клас-сов, что, безусловно, может быть использовано учителями для взаимного обучения ребят в урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, современные возможности позволяют молодому учи-телю постепенно, пошагово реализовывать изучение краеведческого матери-ала на уроках и в воспитательной деятельности. В данной статье продемон-стрирован ряд идей и методов, которые показывают, что педагогу не следует воспринимать историю родного края как нечто необъятное и непостижимое. Рациональный, целесообразный и системный подход в изучении краеведения непременно даст результаты в виде живого интереса учеников к истории родного края и Отечества.

Список литературы

1. Князев Ю.А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения // Преподавание истории в школе. – 1989. – N6 – С.132–135

2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020) "О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/

3. Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурный стандарт (Проект) [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf

4. Шакурова Э.М. Роль краеведческого материала при изучении ис-тории. URL: https://infourok.ru/statya-rol-kraevedcheskogo-materiala-pri-izuchenii-istorii-1432544.html


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика