Инновационные методы использования синестезии в исполнительской деятельности обучающихся ДШИ

Костина М.О., Кузнецова Л.А.
преподаватели МБУДО
«ДШИ Авиастроительного района» г.Казани


В основе образовательного процесса ДШИ – формирование и развитие музыкальных способностей у детей, воспитание творческого самопроявления, интереса к мировому и национальному искусству. Для пробуждения творческого потенциала учащихся необходимы новые инновационные методы обучения, так как с помощью этих методов через другие каналы восприятия, например визуальные, формируются умения понимать и ценить музыку. По мнению учёных, многоканальное видение мира, выраженное в синестезии, есть часть искусства, оно естественно для людей любого возраста.

Слово «синестезия» (происходит от от др. греч. ?????????? «вместе») означает смешанное ощущение. Примеры: цветной слух, цветное обоняние, цветное восприятие запахов. Синестезия определяется как: межчувственные связи в психике и результаты их проявлений в конкретных областях искусства и творчества. В педагогике музыкального образования психофизиологический аспект восприятия стоит не на первом месте, хотя содержание уроков строится с учётом роли синестезии в развитии у детей воображения, ассоциативной памяти и мышления через различные полихудожественные методики (И.Л. Ванечкина, Б.М. Галеев, Н.П. Коляденко, Н.А. Терентьевой и др.). Из многих форм синестезии у людей часто встречается соединение «звук-цвет». Оно не у всех ясно выражено, так как, по мнению учёных, синестезия находится за пределами любого волевого контроля. Сами по себе цвет и звук есть волновые потоки энергии, воздействующие на человеческий организм независимо от его волевого настроя. «Цветной слух» мы можем встретить в таких литературных выражениях, как «яркий», «матовый звук», «кричащие краски» и т.п. Поэты часто использовали метафоры и эпитеты синестетического содержания (например, «звук литавр торжествующе – алый», «флейты звук зорево-голубой» у К.Д. Бальмонта) [1, с.3-5]. Некоторые художники, наоборот, слышали краски, тона. Левитан, например, писал свои картины как музыкальные пьесы. Таким свойством обладал и Борисов-Мусатов, картины которого, действительно, необычайно музыкальны, гармоничны. Основоположник абстракционизма Василий Кандинский имел совершенно необычайную систему музыкально-художественного восприятия, которую лишь частично перенёс в свои картины, даже использовал для описания своих картин музыкальные термины: «композиция», «импровизация». М.К. Чюрлёнис создавал оригинальные картины синтезированного характера – «живописные сонаты», прелюды, фуги И.С Баха.

Синестетические названия можно увидеть в названия музыкальных произведений К. Дебюсси: «Песенки, бельгийские пейзажи и акварели», «Слёзы моего сердца», «Игра воды», «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и т.д. У некоторых великих композиторов, у Римского-Корсакова, например, был цветной слух, он видел тональности и различные звукосочетания в определенных цветах: C-dur – белый, D-dur – дневной, желтоватый, царственный, E-dur – синий, сапфировый, блестящий, F-dur – зелёный, ясный (цвет зелени), G-dur – коричневато-золотистый, светлый, A-dur - ясный, розовый, H-dur – мрачный, тёмно-синий со стальным отливом, B-dur – темноватый, Dis-dur – темноватый, тёплый, Fis-dur – серовато-зеленоватый, As-dur – серовато-фиолетовый, Es-dur – тёмный, сумрачный, серовато-синеватый.

Н.А. Римский-Корсаков явление синестезии обозначает таким общим заголовком: «Ассоциации», под ними он объясняет моторно-пластические и графические синестезии («ритм», «изгибы мелодии») подразумевая при этом существование особых «синестетических» жанров (программная музыка, музыкальная живопись) и видов искусства (светомузыка, синестетический фильм).

А.Н. Скрябин тоже был синестетиком, но у него была другая система внутренних связей и значений. Он делил тональности на «духовные» (Fis- dur) и «земные», «материальные» (C- dur, F- dur). Охарактеризовал цвета: красный – «цвет ада», синий и фиолетовый – «духовные» цвета, цвета «разума». Отсюда можно сделать вывод, что тональности он окрасил в такие цвета: C-dur – красный, F-dur – красный, тёмный, G-dur – оранжево-розовый, D-dur – жёлтый, A-dur – зелёный, E-dur – сине-белесоватый, H-dur – похоже на E, Fis-dur – синий, яркий, Dis-dur – фиолетовый, As-dur – пурпурно-фиолетовый, Es–dur – стальные цвета с металлическим блеском.

В 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии в «Прометее» Александра Скрябина. В 1970-х году были популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался «световой орга?н» — музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

Слуховая синестезия — это разновидность синестезии, способность людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института. Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Особый интерес к ней пришёлся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства.

Руководитель НИИ экспериментальной эстетики «Прометей», профессор Казанской консерватории Булат Галеев разработал теорию синестезии в искусстве. Даже у несинестетов, считает он, существуют зоны предпочтительных ощущений: "Недаром говорят - яркий вкус, яркий запах, яркий свет, яркий звук. Как золото выпадает в осадок, эти распространенные ассоциации оседают в языке. Синестеты - склонны связывать светлые цвета с высокими, а темные - с низкими звуками: "Все это говорит об общем мозговом механизме, синестеты отличаются лишь интенсивностью ощущений"[5 с.90-92].

Учёные полагают, что способность к синестезии присуща только одарённым людям. У М.В. Ломоносова вместе с разумом признанием пользовалась и стихия чувств и вдохновения. «Закон ассоциаций» М.В. Ломоносов называл «законом со-восприятия и со-воображения». В XVIII веке Л.Б. Кастель выдвигал концепцию «цветомузыки» основанную на физических аналогиях И. Ньютона «цвет – звук», «спектр – гамма» [6 с. 102]. В начале XX века идея синестезии нашла выход в создании первых светомузыкальных произведений – «Прометей» А.Н. Скрябина, «Счастливая рука» А. Шёнберга, «Жёлтый звук» В.В. Кандинского.

Системы синестетического со-представления или модальности бывают трех основных типов: визуальные, аудиальные, кинестетические. Люди, предпочтительной модальностью которых является визуальная, легко обучаются при помощи детального всматривания в графику нотного текста. Играя наизусть, они как бы мысленно перелистывают в своем воображении ноты. Таких людей, называют визуалистами, легко читают музыкальный текст, если отслеживают графические изменения в нотных партитурах, видят несколько строк по вертикали, сам рисунок нотного текста помогает им уловить ритмическую субординацию между длительностями в разных партиях.

В области музыкознания укажем, в первую очередь, на труд М. Карасевой «Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха» [7 с.367]. Различные виды слуха (ладо-мелодический, гармонический, ритмический и т.д.) рассматриваются с позиций психологических трудностей и приемов психотехники. Исследование нацелено на решение задачи слухового освоения музыки ХХ века. Сам термин «психотехника», применительно к сольфеджио, введен в музыкальную науку Е.В. Назайкинским в 1985 году [8 с.383].

Рассмотренные понятия и анализ литературы по теме «Инновационные методы использования синестезии в исполнительской деятельности обучающихся ДШИ» позволил объяснить сущность изучаемого понятия. Синестезия проявляется в эмоциональном состоянии человека, под воздействием таких действий, как исполнение или слушание музыки, прочитывания стихотворения, изображение музыкальных картин в цвете. Учащиеся синестетически могут сопоставить окружающий мир с цветами. Они более свободно ориентируются в таких понятиях как «сыграть тёплым или мягким звуком», «сыграть на опоре», петь «округлым звуком», «спеть близко» и т.д. Развитие синестезии в исполнительской деятельности глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения.

В заключение работы можно подвести следующие итоги. Синестезия способствует решению многих педагогических задач: пониманию музыки детьми, проявлению эстетической воспитанности, формированию художественного вкуса, а также развивают образную речь. Синестезия играет большую роль в творческой музыкальной деятельности человека. Она усиливает чувства, обостряет восприятие, способствует взаимосвязи эмоционального и логического, что важно для процесса создания художественного образа, а также его исполнения и осмысления.

Список литературы:

1. Бине А. Вопрос о цветном слухе. – М.,1984. 78 с.

2. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников. — М.;Л.: Просвещение, 1964, — 140 с.

3. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. Казань: ФЭН, 2000. - 119 с.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. М. - Искусство. - 1966.- с.576

5. Галеев Б.Г. Роль синестезии в искусстве. Опубликовано в кн.: Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка". Казань: КАИ, 1979, с.90-92.

6. Журавлёв А.П. Звук цвет. – М., 1991. 160 с.

7. Карасёва М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. М., 1999. 376 с.

8. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М: Издательство «МУЗЫКА», 1972. - 384 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика