Козлова Т.В.,
педагог дополнительного образования,
МБУДО «Центр внешкольной работы»
Авиастроительного района г.Казани
Воспитание, являясь фактором развития личности, тесно связано с процессом обучения. Оба процесса являются коллективной деятельностью и осуществляются в общеобразовательных учреждениях. Однако, в отличие от общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования предоставляют возможность выбора видов и форм деятельности, нацеленных на формирование их мировоззрения и мироощущения, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, а также способствующих мотивации положительной направленности свободного времяпрепровождения детей.
В дополнительном образовании осуществляется начальный этап профессионального самоопределения учащихся, в ходе которого они знакомятся с миром труда и профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки искусства и труда в быту. Всё это готовит учащихся к самостоятельной трудовой жизни, к самоопределению и самореализации. Главное условие прогрессивного развития общества – человек способный к творческому созиданию. Работа на занятиях искусством повышает творческий потенциал людей, их духовность и нравственность, формирует положительное отношение учащихся самим к себе, к своей деятельности, к миру природы, выраженное в системах ценностей и в личной культуре. А регулярное обращение к предметам искусства способствует воспитанию духовно богатых людей, учит любить и ценить то, что создано и признано человеком.
В младшем школьном возрасте происходит развитие психических, психофизиологических характеристик ребенка, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Это позволяет педагогу в значительной степени повысить эффективность работы, добиться желаемого результата, направить свою деятельность на развитие познавательных интересов и творчества детей, воспитание правильной линии поведения. Особенностью развития ребенка в младшем школьном возрасте является недостаточное умение произвольно регулировать процесс восприятия по инструкции; затруднение в выделении наиболее существенных признаков поступающей информации (особенно если она не представляет непосредственного интереса для ребенка в отличие от более привлекательных характеристик объектов). В этом возрасте эмоциональные стимулы наиболее значимы, а именно предъявляемый материал и его подача должны быть интересны ребенку.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
? формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
? раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
? развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
? становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
? усвоение социальных норм, нравственного развития;
? развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Исходя из возрастных особенностей детей и с целью успешного решения воспитательных задач, в объединениях учреждений дополнительного образования создаются следующие условия:
? признание ценности личности ребенка педагогами, родителями и детьми;
? изготовление изделий и решение задач, которые сложностью и содержанием отвечают психовозрастным особенностям детей;
? вариативность форм, содержания и методов процесса дополнительного образования, которая обеспечивает установку на реализацию творческих потребностей учащихся, формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, на мотивацию к обучению;
? открытость к мнениям и идеям учащихся и их обсуждение, совместное решение возникших творческих задач;
? поддержка и содействие в проявлении инициативы и в осуществлении самостоятельной деятельности по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства;
? организация свободного разновозрастного общения на занятиях в объединениях при работе в группах и при создании коллективных работ, которое является важной формой взаимодействия детей и взрослых.
Основой нравственно-эстетического воспитания является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Для решения данной задачи мною используется одно из действенных средств нравственного воспитания – литературные произведения. Благодаря прочтению сказок, стихов, рассказов дети познают мир не только умом, но и душой. Они глубоко сопереживают персонажам и главным героям, нередко представляют себя на их месте. Еще одним из факторов выбора данного средства для нравственно-эстетического воспитания стало то, что современные дети, а иногда и родители, чрезмерно увлечены смартфонами. Как результат, многие ребята не знают замечательных произведений классической детской литературы, которые учат доброте, взаимопомощи, уважению друг к другу, к природе, к Родине. Неудивительно, что детям очень нравится слушать произведения, анализировать их, так как в их возрасте эмоциональные стимулы наиболее значимы. Прослушав, прочувствовав, проанализировав сказку или стихотворение на определенную тему, ребята с большим желанием и старанием далее изготавливают изделие декоративно-прикладного искусства на схожую тему.
В современном обществе остро ощущается нехватка бережного и заботливого отношения друг к другу. Педагог имеет возможность влиять на всех учащихся сразу и на каждого отдельно, и необходимо эту возможность использовать в процессе нравственно-эстетического воспитания детей. Используя на занятиях потенциал различных видов искусства, можно успешно воздействовать на формирование личности школьника, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству. В процессе формирования собственного нравственно-эстетического отношения, дети приобретают первоначальный опыт, помогающий им ориентироваться в художественных произведениях, а также способность к сопереживанию, одобрению прекрасного и возможность применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства имеет огромное значение в становление личности младших школьников.