Киямова Рушания Котдусовна,
МАОУ СОШ №165 Ново-Савиновского района,
учитель родного (татарского) языка и литературы
Целью полилингвального образования является:
• Воспитание толерантного отношения к языковым и культурным различиям, преодоление негативных этносоциальных стереотипов.
• формирование языковых умений и навыков с носителями различных культур.
• формирование у школьников культуры межнационального общения.
Принципы и подходы, которые используем мы - учителя в нашей школе, руководствуясь интересами учащихся и уважением к личности ребенка:
1. Поддерживать национальную, культурную и лингвистическую идентичность в процессе обучения;
2. Учителя должны безупречно владеть языком, на котором они преподают свой предмет, тем самым создавая языковую среду.
3. Так как к нам поступают дети с различным уровнем знания тех или иных языков, должен существовать дифференциальный подход в обучении.
Недостаточность знания языка не должно мешать приобретению знаний.
Мы живем в многонациональной республике, где представители всех национальностей живут в мире и согласии. В нашей школе обучаются ученики - представители 19 национальностей. Как сказал Советник РТ М.Ш.Шаймеев «Взаимоуважение и любовь-это взаимный процесс!»
И в своей работе мы придерживаемся этого принципа. Мы воспитываем любовь к татарскому языку и желание изучать его. Татарский язык – национальный язык татар, второй язык по распространенности после русского языка РФ, официальный язык РТ.
В нашей школе изучение родного татарского языка проходит на уроках и во внеурочной деятельности. Для организации внеурочной деятельности мы опираемся на этнокультурное воспитание. Что такое этнокультурное воспитание?
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Этнокультурное воспитание мы развиваем через такие площадки:
1)Проект «Языковая энциклопедия»
2)Проект «Открытая библиотека»
3)Проект «Волжская Булгария»
4)Архитектурное наследие Татарстана - фотовыставка А.Чернова
5)Выставка авторских кукол (английская тематика)
6)Картинная экспозиция художника РТ В.Кочунова «Пейзажи родного края»
7)Музейная экспозиция генерал- майора А.Бичурина.
8)Музей имени А.Гилязова.
Каждое мероприятие мы проводим с целью воспитания у учащихся любви к родному языку, уважения к другой нации и его языку; развитие интереса к глубокому изучению татарского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
Внеклассная работа — важный элемент педагогической деятельности. Урок ограничен временными рамками, внеклассные же мероприятия продолжают и углубляют процесс, который начинается на классных занятиях, а также обеспечивают интересный и познавательный досуг.
Система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает их толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности. В современной школе одной из важных целей, является воспитание толерантного человека. «Толерантность» - это отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, языку. Мы готовим подрастающее поколение жить и работать в многонациональной поликультурной среде в согласии и уважении.
В 2008 году по инициативе директора нашей школы Айдара Ильдаровича было создано общество «Татар варислары» Членами нашего общества являются обучающиеся разных национальностей.
Цель: Приобщение учащихся к культурным ценностям и наследию национальной татарской культуры, воспитание у учащихся стремления к взаимопониманиманию; сохранению культурных ценностей; развитие творческих способностей; воспитание культуры и нравственности учащихся;
Членами нашего общества являются обучающиеся разных национальностей. У нас есть свой Гимн, свой галстук и эмблема. Президентом выбрали ученика 11 Б класса Гайнуллина Эмиля. С ребятами мы участвуем в разных конкурсах, проводим интересные встречи с писателями, с деятелями науки и с Депутатами. К нам приезжал Советник РТ, Первый Президент М.Ш. Шаймеев. Ученики общались свободно на татарском и английском языках. Каждый год мы принимаем в наши ряды новых учеников, которые перешли в среднее звено.
В нашей школе работает театр учеников и театр учителей. Каждый год мы ставим спектакли и вырученные деньги отправляем в благотворительные фонды.
Учиться трудно. В течение многих лет, день за днем, мы прикладываем к этому большие усилия. Как ни напрягайся — за сутки квантовую механику не освоишь. За ночь не научишься играть на пианино. Все это делается постепенно, шаг за шагом. В течение долгого времени, с большим терпением и настойчивостью. В одночасье не придешь к согласию между людьми. Терпимость и взаимное уважение — качества, которые могут быть заложены в человеке только с детства. На западе говорят: Вода точит камень не благодаря силе, а за счет постоянства. А так говорят у нас: “??рк?нлек кечкен? адымнар да зур н?ти??л?рг? китер?”. Даже маленькие шаги каждый день приводят к большим результатам. Но все мы знаем, что Великое начинается с малого. Каждый день маленькими шагами мы идем к успеху. Время от времени мы останавливаемся, анализируем ситуацию, меняем направление движения. Иногда мы совершаем ошибки, делаем выводы и идем дальше. Главное — не останавливаться. В итоге формируется сильная личность — образованный и культурный человек, готовый покорять все новые и новые вершины на своем жизненном пути.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия- многонациональное демократическое государство. Полилингвальные комплексы как раз и призваны обеспечить конкурентоспособное образование на русском, татарском и английском языках, стать школами, где применяются передовые образовательные практики.
Литература:
1.МИР НАУКИ2017, Том 5, номер 1 (499)
2. Гукаленко, О.В. Поликультурное образование: теория и практика [Текст] / О.В. Гукаленко. - М., 2005 г. - 510 с.
3. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития [Текст] / А.Н. Джуринский // Педагогика, №10. - М., 2002. - C. 93-96.