Модель взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования в современных условиях

Абдуллова Аниса Камилевна,
методист МБУДО «Центр детского творчества»
Ново-Савиновского района г.Казани


В Статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [1].

Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами строятся на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.

Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:

- с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;

- с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.

В настоящее время существует ряд таких проблем, как:

- чрезмерная занятость родителей, вследствие чего дети предоставлены сами себе;

- отсутствие общих дел, традиций в семье;

- не в каждой семье существует преемственность поколений;

- недостаточная информация о происхождении семьи, её истоков, корней;

- функции родителей смещены в сторону удовлетворения материальных потребностей [3].

Для решения данных проблем необходимо усилить воспитательную функцию семьи. Одним из эффективных способов активизации воспитательной функции семьи является взаимодействие и сотрудничество двух институтов - семьи и образовательного учреждения.

Система дополнительного образования играет огромную роль в воспитании, формировании и развитии успешной личности ребенка. Это образование дает ребенку возможность развить творческие, спортивные способности, учит детей использовать полученные навыки на практике. Не смотря на все плюсы дополнительного образования, без тесного взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи, без активного участия, заинтересованности и поддержки родителей не возможно воспитание в ребенке успешной личности. Поэтому одним из направлений деятельности Центра детского творчества является работа с семьей. Поскольку, какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, как бы ни старались погрузить ребенка в ситуацию успеха, всегда окажется, что главную роль играет семья. Основными воспитателями являются, прежде всего, родители, а задача любого образовательного учреждения – это оказание помощи и поддержки им. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками [4].

Многие родители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Поэтому задача педагогов заключается в правильной организации взаимодействия с родителями своих воспитанников.

Педагоги прошлого века – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знаний и опыта. Педагоги дополнительного образования ежедневно общаются с детьми и их родителями, видят проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Педагоги стараются оказывать помощь родителям в разных формах.

В настоящее время педагоги используют новые нетрадиционные формы работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта. Поэтому ЦДТ принял Программу «Семья и ЦДТ: от диалога к партнерству», который рассчитан на два года.

При составлении Программы внимание было акцентировано на мероприятия, которые будут проводиться на регулярной основе.

Так было запланировано проведение родительского лектория «Повышение психолого-педагогической, правовой грамотности родителей», педагогических тренингов, практикумов, круглых столов, совместных досуговых мероприятий.

Важно учитывать и тот факт, что сейчас на родителей обрушивается большой поток информации: выходит множество журналов, создаются радио- и телепрограммы, но при этом они направлены на некоего усреднённого родителя и среднестатистического ребёнка, а к воспитанию приходят мамы и папы, которым важно знать особенности развития именно их детей. Поэтому непосредственно педагоги дополнительного образования играют ведущую роль в обогащении родителей педагогическими знаниями.

Большое внимание уделяется методическому сопровождению педагогов дополнительного образования. Для педагогов разрабатываются сценарии, темы родительских собраний, анкеты для родителей, памятки для родителей, методические рекомендации по работе с семьей. Каждый педагог создает папку по обобщению опыта работы с семьей.

По итогам выполнения Программы запланировано проведение конкурса «Калейдоскоп семейного творчества», где дети вместе с родителями будут показывать свои достижения по итогам двух лет обучения в ЦДТ.

Выполнение данной Программы позволит своевременно оказывать помощь семьям в решении педагогических проблем, повысить правовую грамотность и психолого-педагогическую компетентность родителей.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 7 марта 2018г.

2. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г.»

3. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Третьякова Л.В. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования. Аукцион методических идей. – М.: Учитель, 2016.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика