Эстетическое воспитание учащихся при изучении природ

Фролова О.А.,
учитель начальных классов МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №85
с углубленным изучением отдельных предметов»
Ново – Савиновского района г. Казани


С раннего детства необходимо воспитать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый поэтический образ природы, образ Родины, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершен¬ствованию.

Уроки окружающего мира способствуют развитию эстетических вкусов детей, их нравственному росту.В объяснительной записке программы по окружающему миру говорится о том, что учите¬лям необходимо воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе, своему краю. В нашем классе устанавливается традиция по¬стоянного общения с природой — прекрасным наставником и воспитателем.

Все четыре года дети ведут ежедневные наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения — это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение — смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.

С первого класса дети приобретают навык: постоянно наблюдать за изменениями в природе, сравнивать погоду вчерашнего дня с сегодняшней, подмечать изменения в жизни растений. Во втором классе дети сравнивают времена года, делают выводы об изменениях в жизни людей и животных в связи с из¬менениями в природе. А в третьем и четвертом классе сравнивают природу и животный мир природных зон, видят красоту природы каждой природной зоны и делают вывод, что все уголки нашей Родины по-своему хороши и радуют каждого человека. Дети приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное.

Увлекательным, добрым делом становится постоянная забота детей о рыбках в аквариуме, о черепашках, о комнатных расте¬ниях, которые есть у нас в классе в живом уголке. Так воспитывается в детях любовь ко всему живому, гуманное отношение к зеленому другу. Это одна из сторон нравст¬венной красоты человека.

Система эстетических воздействий на учащихся при изучении природы ведет к тому, что дети все замечают в жизни природы. Они стараются увиденное записать, зарисо¬вать, острее чувствуют красоту природы род¬ного края, глубже интересуются окружаю¬щим миром и стремятся сами что-нибудь сделать полезное в жизни.

В круг чтения моих учеников вошли книги писателей-натуралистов: Л. Федорова, К. Паустовского, В. Пескова, М. Пришвина, Г. Скребицкого, а также книги других писа¬телей о природе.

Особую ценность в знакомстве детей с природой представляет экскурсия в лес, парк.

В конце зимы у нас в городе появляется особенно много снегирей и свиристелей. Напоминаю детям, чтобы они наблюдали за птицами, ежедневно подкармливали их. Дети знают, что птиц можно подкармливать крош¬ками белого хлеба, семенами тыквы, арбуза, подсолнечника. Синицы любят сало.

Во внеурочное время мы с детьми пишем плакаты-призывы и вывешиваем их в коридоре школы: «Птицы — наши друзья!», «Берегите птиц!», «Подкорми птиц зимой!».

Бывают такие моменты в школьной жизни, когда сами дети подсказывают тему урока. Мы шли в городскую библиотеку на урок внеклассного чтения. Солнце розовыми лучами играло на снегу, на деревьях. Мы заметили целые колонии снегирей. Подошли совсем близко и замерли... Чудо рядом!

Когда пришли в класс, дети хором просили: «Давайте писать сочинение!»

— О чем? О ком?

— О снегирях!

— О чуде, которое видели!

Дети долго жили под впечатлением встречи со снегирями, встречи с природой, с удивительными гостями города, и каждому захотелось написать об этом.

Приведу строчки из некоторых сочине¬ний:

«Сегодня утром мы видели удивительное зрелище. На ветках яблони и рябины сидели снегири. Мы, затаив дыхание, подошли к деревьям».

Стас С.

«Снегири перелетали с ветки на ветку, как маленькие фонарики. Все ребята замерли. Никто не шевелился. Все смотрели на чудо».

Максим П.

«Мы подошли тихонько. Снегири нас не боятся, как будто знают, что мы их не обидим».

Юра П.

«Снег голубоватый и розовый, освещенный солнышком, необыкновенно красив. Красногрудые снегири — в птичьей столовой. Можно этим любоваться часами».

Ира Ш.

«У меня было хорошее настроение весь день».

Никита О.

Общение с природой всегда радость для моих учеников. Стали традицией наблюдения сезонных явлений природы в одном и том же месте — в загородной березовой роще. Хороша она во все времена года. В роще мы читали стихи о березке. Многие поэтиче¬ские души волновало это дерево. Невозможно представить нашу Родину без стройной бело-ствольной березки. Виктор Боков написал стихотворение о березке, как будто о де¬вушке-красавице:

Березонька-беляночка,

Красавица лесов,

Проснулась спозараночку

От птичьих голосов,

К воде пошла, умылася,

Обсохла под лучом,

Над речкой наклонилася

Березовым плечом.

С березой рядом рощица,

Семья ее подруг,

И так узнать ей хочется,

Что нового вокруг?

Дети рассматривают строение дерева, прикасаются к его стволу, слушают шелест листьев. Так создается образ березы, формируется представление о ней. В березовой роще встречаются и сосны. Дети сравни-вают эти деревья, их стволы и кроны. Они ищут сходство и различия, замечают, что это светолюбивые деревья, что они тянутся к солнышку — источнику жизни на земле. А я читаю им рассказ из книги Галины Поташниковой «Капельки».

«Сосны толпились у берега. Они раскачивались и шумели: «А что там впереди? А что там впереди?» Ветви у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть все, что за лесом. Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны ее толстые и крепкие корни. Сосны вытягивались, вытягивались вверх и стали самыми стройными деревьями в лесу».

Так непосредственно в общении с природой дети открывают ее интересные страницы, видят, как украшают землю наши зеленые друзья.

Глубокое понимание прекрасного ведет к осознанию не только понятий красивого и некрасивого, но и понятий «плохое» и «хорошее», «доброе» и «злое», что способ¬ствует формированию моральных и эстетических убеждений школьника.

Была весна, цвели одуванчики, каждый — как маленькое солнышко. На уроке мы изучали материал о раннецве¬тущих растениях. Говорили о том, что спешат цвести ранние весенние растения, заботясь о своем будущем поколении, накапливаются силы для будущей жизни.

Одуванчики радуют людей первой нежной неброской красотой, красотой весны, жизни, света. На уроке русского языка дети работали с текстом:

«Цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами, одуванчики. Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают. С восходом солнца они просыпаются, и как бы радостно улыбаются, широко раскрывают свои золотые лепестки».

После уроков мы вышли на школьный участок посмотреть на маленькие солнышки-одуванчики. Много их на полянах и у самого здания школы. Пробиваются они навстречу солнцу даже сквозь асфальтированную дорожку. Ни одна рука моих ребят не протянулась, чтобы сорвать эту прелесть. Потом дети играли во дворе школы. Вдруг ко мне подбежали взволнованные ребята и рассказали о том, что девочка-старшекласница нарвала много одуванчиков и сплела венок, а оставшиеся сорванные растения выбросила. «Какой грустной стала полянка,— сказали дети,— другие люди уже не увидят ее такой красивой, какой видели мы. Старшеклассница, а не понимает, что надо беречь природу».

Дети моего класса чутко реагируют на все изменения в жизни природы. Любим мы вместе наблюдать из окна, как падает снег, идет дождь, кружатся осенние листья, как выглядывают из-за туч лучи солнца, как наступают сумерки. Под окнами класса кусты сирени. Зимой на ее ветвях часто гостят снегири, синички, свиристели. И всегда их прилет дети встречают с восторгом. А дома у них на каждом балконе или за окном устроена кормушка для птиц. Не случайно на всех праздниках гостям, родителям, студентам-практикантам дети дарят эмблемы с изображением солнышка, землянички, снежинки, осеннего листика. А те, кто бывает на открытых уроках, получают на память работы, сделанные учениками: аппликации «Закат солнца», «Хоровод березок», «Снегопад».

Традиционны в классе и экскурсии в природу такой тематики: «Панорама города»; «Парк — березовая роща»; «Лес за городом»; «Раифский заповедник»; «Моя река Казанка»

Часто использую телеуроки по окружающему миру, которые вызывают сильную ответную реакцию детей, потому что всегда несут интересные вопросы, сопровождаются стихами, музыкой, фрагментами из сказок, фильмов о животных и растениях. Все это близко детям.

Мы смотрели телеурок «Птицы осенью». Музыкальное сопровождение передачи создавало особый настрой, способствовало эстетическому восприятию окружающей действительности.

Были заданы вопросы детям: почему улетают птицы? Какие птицы улетают? Какие птицы остаются?

Дети пришли к выводу, что птицы улетают на юг не из-за холодов, а из-за отсутствия корма. К концу лета в воздухе становится мало насекомых. Стрижам и ласточкам становится голодно, поэтому они первыми улетают.

О том, как улетают болотные птицы, дети видели в передаче, и читали на уроках внеклассого чтения, и слушали стихотворение Сергея Скаченкова:

Вы слыхали? Над болотом

Журавли опять кричат.

Журавли перед отлетом

Учат строго журавлят.

Учат лёту, учат клину,

Учат, как не отставать,

Над родным ручьем калину

Никогда не забывать.

Разговор об отлете птиц продолжается на уроке музыки, когда дети работают над песенкой «Скворушка прощается». И дети говорят о характере песни, о настроении, которое она несет, и делают вывод: грустно, что улетают птицы, но они обязательно вер¬нутся на родину.

Так чувство любви к Родине снова звучит ярким аккордом, как на уроке окружающего мира, так и на других уроках.

Я считаю, что изучая животный и растительный мир, учащиеся становятся активнее в учении, более эмоциональными, более любознательными, осознают на уровне своего возраста экологические проблемы.

Литература:

1. Бабаева Ю.Д. «эстетическое воспитание младших школьников» Москва 2016

2. Касаткина В.Н «Педагогика здоровья» Москва 2018г

3. Научно-методический журнал «Классный руководитель» Москва 2017


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика