Использование современных технологий во внеурочной деятельности

Рахматуллина А.Д.,
учитель начальных классов МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №85
с углубленным изучением отдельных предметов»
Ново–Савиновского района г. Казани


Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Я назову наиболее известные технологии, которые актуальны в современной школе:

-вещательные услуги: книги словари, справочники, метод. литература, газеты, журналы в электронном виде; электронные библиотеки, базы данных, информационные системы ; обучающие и другие электронные книги, справочные файлы

-интерактивные услуги: электронная почта;· электронные телеконференции;· IRC (Internet Relay Chat).

-поисковые услуги : каталоги;· поисковые системы;·

В связи с реализацией ФГОС НОО мне удалось заинтересовать проектной деятельностью 100% обучающихся. Данная образовательная технология позволяет не только рационализировать мой учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность, но и изменить мою роль: перейти от управления на педагогическое сопровождение деятельности школьников, что даёт возможность формировать ключевые образовательные компетенции. В ходе работы по данной технологии мои дети учатся ставить цели своей познавательной деятельности, планировать познавательную деятельность, выбирать задания по степени сложности и интересу, работать самостоятельно в парах и группах, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности. В своей работе, я использую:

-исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

-творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, и пр.).

-в игровых проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

-информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте. Ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, презентации пр.).

Информационно-коммуникационные технолгии вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности. По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах. Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде), я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.

-литературно-творческие проекты - наиболее распространенный тип. Дети разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи, пр.

-экологические проекты требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно («Волшебные» дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры и др.)

-культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран и народов. Необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций народов, проживающий на вашей территории, их фольклоре.

В своей педагогической практике я использую различные технологии. Технологию личностно-ориентированного образования я использую с целью повышения качества обученности. Для предупреждения неуспеваемости я применяю технологии уровневой дифференциации. На своих занятиях я применяю технологии игрового обучения с целью развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности. Также я применяю технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готовых знаний. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме занятия. Для развития исследовательских навыков обучающихся в процессе обучения я применяю проектные методы по созданию презентаций. Большое внимание я уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения.

Внеурочная деятельность с использованием современных технологий обеспечивает широкую творческую деятельность учащихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.

Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастит более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам еще необходима школьная жизнь, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.:«Просвещение»,2010.

2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей. М.: «Просвещение»,2011.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей. – М.: «Просвещение»,2010.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика