Захарова Р.А.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия №179-Центр образования»
В последние годы внимание российского общества все больше концен-трируется на проблеме формирования мировоззренческих, гражданско- пат-риотических качеств подрастающего поколения. В общественном сознании формируются и укрепляются установки на научно-концептуальное обосно-вание патриотического воспитания детей, молодежи и взрослых граждан РФ. Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором и необходимым усло-вием для защиты национальных интересов, возрождения и укрепления рос-сийского общества. Будущее России зависит от степени готовности молодого поколения к защите интересов многонационального государства.
Проблема патриотического воспитания молодежи в России приобрета-ет особую значимость в период социально-экономических изменений, без-нравственной пропаганды средствами массовой информации насилия, наркомании, психологии индивидуализма и потребительства. В обществе происходят процессы переоценки нравственных ценностей и утраты высоких духовных ценностей бытия. Развиваясь в таких условиях, личность подвер-гается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты традиционно-го национального сознания. Все это определяет проблему воспитания патри-ота своей страны с жизненной установкой служить Отечеству как одну из важнейших.
Историография вопроса патриотического воспитания в нашей стране волновали педагогов с глубокой древности, но первые отечественные работы по проблемам патриотического воспитания появились в с XIX начала XX ве-ков (Н.Ф. Бунаков, В.И.Водовозов, К.Д. Ушинский и т д.). В них рассматри-вался гуманистический подход в воспитании подрастающего поколения, ос-новной акцент делался на народно патриотическое воспитание.
Идеи патриотического воспитания достаточно широко представлены в философско-педагогическом наследии отечественных мыслителей: Н.А. Бер-дяева, В.И. Вернадского, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского и других. Рассматривая чувство любви к Родине как важ-нейшую составляющую ценности патриотизма, Н.И. Пирогов отмечает, что любить Родину - это значит «овладеть убеждением, что ты привязан участи-ем к этой отчизне, должен искать ее, но, отыскав, жить не в настоящем, а в потомстве». К.Д. Ушинский, вслед за Н.И.Пироговым, говорит о любви к Родине так: любить Родину - это значит знать «свои исторические корни, национальные традиции, духовный уклад. Способствовать благоденствию России, ее самостоятельному развитию, вытекающему из осознания народ-ных потребностей».
Большое признание в XX веке получили педагогические идеи и практи-ческая деятельность по патриотическому воспитанию таких известных педа-гогов как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Так, В.А. Сухомлинский считает, что «чувство Родины, переживание кровного единства с родной землей - это драгоценнейшее духовное богатство личности».
В исследованиях современных ученых, посвященных проблемам пат-риотического воспитания личности (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, Д.С. Лиха-чев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, В.Ю. Троицкий и др.), любовь к Родине рассматривается как важнейшая ценность патриотического настроя человека. В.А, Сластенин определяет патриотизм как качество личности, которое «проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине».
Диссертационные исследования последних лет, изучающие проблему патриотического воспитания, рассматривают ее различные аспекты. В рабо-тах И.Н. Глазуновой «Патриотическое воспитание старшеклассников в учеб-но-воспитательной деятельности», М.А. Шкробовой «Гражданское воспита-ние подростков на уроке и во внеурочной деятельности» данная проблема изучается в контексте образовательного процесса.
Историография данной темы помогла мне рассмотреть, как трансфор-мировался вопрос воспитания патриотизма в нашей стране, и в очередной раз убедила меня в важности не только теоретического изучения данной проблемы, но и технологий ее практической реализации.
Современные психолого- педагогические исследования показывают, что у значительной части молодежи уже произошла деформация такого глу-бокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, к своему народу. В этих условиях система патриотическо-го воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем тради-ции, нуждается в совершенствовании, соответствуя новым реалиям. Прези-дент РФ В.В. Путин в своем выступлении отметил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и этот фундамент - патриотизм. Ничего другого мы не придумаем: только уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов. Чувство патриотизма закладывается в детстве, в семье и в школе, и нам необходимо в полной мере использовать образовательный лучший опыт, которой был и в Российской империи и Со-ветском Союзе. Нам нужны новые живые формы воспитания патриотизма».
Важность проблемы, необходимость ее решения на государственном уровне, проявилась в разработке Государственной программы «Патриоти-ческое воспитание граждан на 2016-2020годы». В рамках ее реализации определились основные направления патриотического воспитания граждан России. Среди них выделяются следующие: определение приоритетных направлений по патриотическому воспитанию, обогащение содержания пат-риотического воспитания; развитие форм и методов на основе новых инфор-мационных технологий; усиление гражданско- патриотической направленно-сти в курсах социально-гуманитарных дисциплин, которыми несомненно яв-ляются история и обществознание.
Социологические исследования проблемы патриотического воспитания в Российской Федерации, проведенные крупнейшими информационными агентствами в нашем обществе в динамке начиная с конца 1980х годов до начала 2020 года. Они показали, рост патриотических настроений в обще-стве. Увеличился позитив с экранов телевидения, делается упор на достиже-ния России, в различных сферах общественной жизни. Яркие позитивные со-бытия, такие как Универсиада в Казани и Олимпиада в Сочи показали всплеск гордости за свою страну и сплоченности россиян на этой почве.
«Патриотами России в настоящее время считают себя более 80% росси-ян». Таковы результаты социологического опроса «Современная российская идентичность: измерения, вызовы, ответы», проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно данным, при-веденным РИА «Новости», чаще всего патриотические чувства испытывают жители средних и малых городов РФ (с населением не более 500 тыс. чело-век). Причем 37% респондентов отметили, что «безусловно ощущают» себя патриотами, а 44% — «скорее ощущают». 12% граждан выбрали ответ «скорее не ощущаю себя патриотом России».
Как отмечает ВЦИОМ, по сравнению со второй половиной 1980-х го-дов и 1990-ми гг. патриотизм в России немного вырос. В тот период «без-условно ощущали» себя патриотами России 34% опрошенных, а «скорее не ощущали» — 15%. Кроме того, у большинства россиян слово «Родина» ас-социируется с местом, где они родились и выросли (64% опрошенных). В 1985-1999 гг. таких людей было 67%. 23% респондентов ассоциируют себя с «государством, в котором живут» (в 1985-1999 гг. — 19%).
Из опроса, проведенного ВЦИОМ, также выяснилось, что 63% опро-шенных респондентов гордятся своей принадлежностью к группе «граждане РФ». Еще 29% чувствуют свою принадлежность к этой группе, но не испы-тывают чувства гордости. А 7% россиян, как следует из ответов респонден-тов, вообще не чувствуют своей принадлежности к «гражданам России». Своей национальностью гордятся 59% опрошенных. Чувства гордости от принадлежности к группе «мы — носители определенной культуры» испы-тывают 36% респондентов. Что касается отношения к религии, то 43% росси-ян гордятся своей принадлежностью к определенной вере.
Как выяснили эксперты, за прошедшие два года россияне стали чаще определять патриотизм как любовь к своей стране (с 65 до 71 процентов) и мнение, согласно которому своя страна лучше других (с 16 до 19 процен-тов). Однако наши сограждане реже, чем раньше, считают, что быть патрио-том - значит стремиться к улучшению положения дел в стране (с 36 до 26 процентов) и работать на ее благо (с 34 до 26 процентов).
Молодежь, в большинстве своем, увы, предпочитает любить Родину на словах, а не на деле. Так, к примеру, 18-24-летние респонденты чаще других склонны считать, что быть патриотом значит просто любить свою страну (75 процентов) и считать, что твоя страна самая лучшая. А вот для 35-44-летних характерно понимание патриотизма как стремление к улучшению ситуации в стране и работы на ее благо.
«Чувство любви к России нужно дополнить практическими делами, направленными на подъем страны. Нашей Родине нужна деятельная лю-бовь», — отметил депутат Госдумы, активист ОНФ, Герой России Андрей Красов.
Итак, делаем общий вывод исходя из социологических опросов:
• Патриотами России в настоящее время считают себя более 80% россиян.
• Динамика роста патриотических настроений у общества несколь-ко увеличилась. Но этого не достаточно для решения озвученной проблемы.
Таким образом, изучаемая мной проблема актуальна, имеет социально –политическую значимость, востребована в школе, учитывая нравственные проблемы современного общества.
Исходя из темы, я ставлю перед собой следующее
Цель: создание условий и возможностей для формирования и станов-ления целостной личности – гражданина и патриота через нравственные проблемы современного общества.
Задачи: формировать патриотические чувства, гражданское созна-ния на основе исторических и культурных ценностей и роли России в судь-бах народов мира, сохранение и воспитание чувства гордости за свою страну на примере исторических героев формировать у обучающихся идеал граж-данина и патриота; воспитывать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны через чув-ство ответственности перед государством, обществом за свои поступки.
В своей работе я использую следующую нормативно правовую базу:
• Конституция РФ;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
• Конвенция о правах ребенка;
• Нормативные правовые акты Министерства Образования и Науки РФ и РТ;
• Федеральные Государственные Образовательные стандарты вто-рого поколения;
• Авторская программа по воспитанию патриотизма «Я - гражда-нин России».
• Положение о классных руководителях общеобразовательных учреждений РТ МО и Н РТ №318/6 от 3.03.2006г.
Исходя из целей и задач, свою работу я строю по нескольким направ-лениям. Это уроки и внеурочная деятельность, методическая и музейная ра-бота, работа с родителями класса, выход учащихся в социум. Поскольку это система то все ее элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Она охватывается всех участников образовательного процесса и учеников, и учителей, и родителей.
Основным элементом этой системы являются уроки, поскольку я явля-юсь учителем истории и обществознания, то работу по формированию пат-риотизма осуществляю через ключевые компетенции. Всего в научной лите-ратуре выделяются 39 компетенций учителя. Я использую компетенции, представленные классификацией Андрея Викторовича Хуторского, каждая из которых успешно подходит для формирования чувства патриотизма, но не случайно первой из них стоит ценностно –смысловая компетенция. Важно в детях сформировать в первую очередь именно ее, хотя другие тоже не ме-нее важны.
• Ценностно–смысловые
• Общекультурные
• Учебно-познавательные
• Информационные
• Коммуникативные
• Социально-трудовые
• Личностного самосовершенствования.
И через следующие технологии, используемые на уроках:
• проектная деятельность
• проблемные
• кейс технологии
• критического мышления
• ИКТ
Я хотела бы подробнее остановиться на последней, поскольку мы жи-вем в век информационных технологий, и использование их на уроках от-крывает для учителя новые возможности. На примере изучения темы Вели-кая Отечественная война, которая является ярким показателем патриотизма нашего народа, я хочу предложить свой вариант работы с интернет ресур-сами на уроке он - лайн. На уроках истории я использую сайт Победители, созданный к годовщине великой Победы. Основу составляет интерактивная карта, на которой изображена лента времени, на которой можно посмотреть любой период войны. Здесь собраны практически все формы работы учителя на уроке это и работа с документом, историческим источником, и архивные материалы и фото, и видеоматериалы, воспоминания ветеранов и работа с анимированной картой и многое другое. В условиях ограниченности часов этот сайт очень выручает, а его патриотичность вызывает чувство гордости за нашу страну. Рекомендую этот сайт классным руководителям, которые успешно могут применить его на классных часах и внеклассных мероприяти-ях.
Во внеурочной деятельности я продолжаю работу, начатую на уроках, которая служит мотивацией к обучению. Она также может быть разнообраз-на по формам. Это и
• конкурсы,
• диспуты,
• правовые ринги,
• коллективные просмотры патриотических фильмов,
• обсуждение тем и происходящих в обществе событий в соцсетях ;
• парламентские часы в школе
• митинги ко Дню народного единства
• система классных часов
• совместные походы детей и родителей
Концепцию работы учителя отражает и авторская программа воспита-тельной деятельности «Я - гражданин России», которая сочетает в себе вне-классную и внеурочную деятельность, воспитательную работу классных ру-ководителей и учителей – предметников. Неотъемлемой частью такой работы является выход учеников в социум: выступление агитбригады, участие в ак-циях («Мы – вместе!», «Я - гражданин России», «Бессмертный полк»); встре-чи с интересными людьми (политики, ученые, артисты, передовая молодежь), экскурсии по уголкам малой Родины, анкетирование и тд.
Таким образом, с помощью социально-значимой деятельности, дети проходят социализацию в современном обществе. Результативностью явля-ются победы в конкурсах, тематически связанных с патриотической и граж-данской деятельностью учащихся, награжденные грамотами и дипломами на уровне района, города, республики.
Самосовершенствованию помогает методическая работа. Я много лет являлась членом городского методического объединения учителей истории и обществознания. Опыт моей работы обобщен на уровне школы, района, рес-публики в рамках конкурса «Учитель года», в котором я стала призером го-родского конкурса в номинации - «Лучший учитель предметник гуманитар-ного цикла города Казани» в 2014 году и призером конкурса «Учитель го-да» в номинации - «Лучший классный руководитель города Казани» в 2015году, а также Лауреатом Республиканского Конкурса «Учитель Года» в 2015 году.
Выводы. Степень патриотизма невозможно измерить. Я хочу отметить, что количество патриотически настроенных детей становится все больше, а значит и мои усилия не пропали даром. Что цели и задачи, поставленные мной в разработке данной темы, постепенно реализуются.
Патриотизм начинается с личности самого учителя. Чтобы формиро-вать патриотизм, нужно самому быть патриотом своей страны. Закончить свое выступление я хочу своим авторским стихотворением «Патриотизм»
Патриотизм начинается с малого
С рассказа учителя, школьной скамьи.
И с темы, что в душу ребенка запала,
И с ветерана, что видел живым.
С участия в конкурсах, форумах, митингах,
Со споров и диспутов до хрипоты,
С того, что нам Родина не безразличная
И все мы участвуем в судьбах страны.
С того, что имеем гражданство российское,
Гордимся историей древней своей,
Готовы все силы, и чувства, и мысли
Отчизне отдать, поклоняемся ей.
Быть патриотом - тяжелая ноша.
Но если мне стать перед выбором вновь,
Я Родину нашу не предам и не брошу,
И только России почет и любовь.
Список литературы:
1.http://www.proza.ru/ Путин В.В. Стенографический отчёт о встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи, 2013г.
2.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-voenno-patriotichesk...
3.«Основные направления патриотического воспитания в школе». Н.К.Горина, учитель истории, обществознания http://festival.1september.ru/
4. «Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи в условиях социально-политических процессов современного российского общества» автореферат к диссертации, кандидат политических наук В.А.Белоганов, 2002г.
5. «Педагогические условия формирования патриотизма в процессе изучение курса педагогики в педагогическом колледже» Л.В.Строганова, ав-тореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогиче-ских наук М.,2012.