Квест-игра как одна из форм внеурочной деятельности по литературе

Гимадиева А.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №54»


Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В настоящее время организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочнойсистемы обучения.[1, с.5]

Разнообразные формы проведения занятий по внеурочной деятельности повышают активность, заинтересованность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке. Вот поэтому сегодня для каждого учителя актуален вопрос выбора и применения таких технологий организации внеурочных занятий, которые не копируют урок, а создают условия для формирования личностных и метапредметных результатов, психологической и физической разгрузки обучающихся. На мой взгляд, таким потенциалом обладает игровая технология – образовательный квест.

Образовательный квест – это разновидность игровых, интерактивных технологий, представляющая собой вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации, используя ресурсы территории, местности или другие информационные средства. Признаками образовательного квеста являются наличие сюжета, команды, которая проходит этапы и выполняет задания за ограниченное время для достижения определенной цели.

Сегодня эта технология приобретает популярность у педагогов. В ней присутствуют соревновательные механизмы, повышающие мотивацию школьников, создающие условия для более активного и интересного получения новой информации. Это командная игра, требующая проявления сотрудничества, личной ответственности за результат, соблюдения правил. В ней важна не только эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Образовательный квест – эффективная форма работы с родителями и другими социальными партнерами. Применение этой технологии создает условия для достижения личностных и метапредметных результатов.

Теперь несколько слов о том, какова структура квест-игры:

1) постановка задачи (введение) и распределение ролей;

2) список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. Д.);

3) порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);

4) конечная цель (приз).[2, с.140]

В наши дни проблема снижения количества читающих людей является актуальной. Мне хотелось бы помочь в решении данной проблемы. Представляю вашему вниманию квест-игру по литературе для учеников 6 класса «По страницам прочитанных книг»

Цель занятия: закрепить знания, приобретенные в процессе изучения литературы в 5-6 классах, развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Задачи квест-игры: пробудить у ребят интерес к чтению; выявить уровень начитанности школьников, их знания в области литературных произведений школьной программы; повысить эрудицию участников; создать атмосферу сотрудничества.

Планируемые результаты

Личностные: формировать мотивацию к обучению через активизацию мыслительной деятельности, развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, вести к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные: самостоятельно принимать решения и осуществлять действия; преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; работать в группе.

Предметные: знать жанры литературы, авторов произведений, содержание прочитанных произведений; уметь отгадывать загадки, ребусы, решать кроссворды.

Участники: учащиеся 6 класса.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

Ход мероприятия

1этап: «Западня»

После приветствия и объявления темы учителем в класс заходит дежурный и передает конверт классу. В конверте находится письмо следующего содержания:

Я Кощей Бессмертный!

Многие годы я живу на свете, и скучно мне день ото дня. Поэтому иногда я устраиваю себе небольшие развлечения. Сегодня, например, я украл сережки Василисы Премудрой. Казалось бы, это ерунда для нее. Но нет! Сережки эти не простые, а волшебные: если потерять их, Василиса снова попадет в мой плен. Любая красавица приняла бы такую жизнь с благодарностью, но эта девушка не умеет ценить внимания.

Однако легкая победа не радует меня, поэтому я даю вам шанс спасти Василису.Сережки спрятаны в надежном месте. Если вы хотите помочь Василисе, найдите их! Иначе остаться вам в этом кабинете навсегда!

Для этого нужно выполнить задания, которые приведут к цели. Чтобы отыскать эти задания, вам придется поломать головы.

Первое задание дети находят в том же конверте: «Роман 19 века, в котором можно увидеть отношения крестьян и дворян. Гнёт помещиков заставляет народ протестовать, в результате чего возникает бунт».

- Ребята, в кабинете нужно найти эту книгу. («Дубровский» А.С.Пушкина)

2 этап: «Вперед, к цели!» (выполнение заданий квеста)

1. В книге «Дубровский» А.С.Пушкина находят конверт с заданием: угадать авторов представленных книг, вписать их в кружочки, в выделенных кружочках получается слово «метель» (ищут «Повести Белкина» А.С.Пушкина)

2. В «Повестях Белкина» Пушкина – новое задание: соединить героев и название произведения, на пересечении будет буква, из букв собирается слово «лампа».

3. На лампе (софите) учащиеся находят конверт с заданием соотнести портрет писателя/поэта с именем, тогда буквы расположатся в нужном порядке и соберется слово «Ассоль» (ищут «Алые паруса» А.Грина)

4. В данной книге –филворд, ребята должны найти слова «рыло», «жёлудь», «невежда» (ищут «Басни» («Свинья под дубом» И.А.Крылова)

5. В «Баснях» находят новый конверт с заданием «Верное-неверное утверждение». Выбрав верные утверждения, ребята получают буквы, из которых получается слово «хирургия» (ищут «Рассказы» А.П.Чехова)

6. В «Рассказах» Чехова – задание «Путаница»: буквы в фамилиях авторов перепутались, и нужно собрать их, в каждой есть лишняя буквы. Собрав лишние буквы, ребята собирают слово «стол».

3 этап: «Завершающий»

На учительском столе участники квеста находят сережки Василисы и послание Кощея:

Ребята, поздравляю Вас!

Вы нашли сережки Василисы и спасли ее! Желаю вам удачи в ваших дальнейших начинаниях!

Учитель: Ребята, а что вам помогло преодолеть все препятствия и спасти Василису?

Да, ребята, ваша любовь к книгам, ваши знания и хорошая память помогли вам преодолеть все препятствия и найти сережки Василисы!

Перед вами конверты, откройте их. Вы видите книги разных цветов.

Если на занятии сегодня вам было интересно, познавательно и увлекательно, поднимите желтую книгу.

Если было интересно, познавательно и увлекательно и захотелось прочитать еще много-много книг, поднимите синюю книгу.

Если было интересно, познавательно и увлекательно, но нужно еще кое-что прочитать, вспомнить, поднимите красную книгу.

Друзья, продолжайте читать и становитесь еще умнее! А наше квест подошел к концу. До новых встреч!

Результаты показывают, что дети с удовольствием играют и решают трудные задачи, учатся думать самостоятельно, без помощи учителя. У них повышается мотивация, они учатся работать в команде, а это способствует сближению и сплочению школьников.

Список литературы:

1. Григорьев Г.Д., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС. – М.: Просвещение, 2013. – 237с.

2. Зенченкова Н. Н. Применение квест-игры во внеурочной деятельности по английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 139–143.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика