Гильмутдинова В.Р.,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 117», г. Казань
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющей ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Каждому ребенку нужна забота, внимание, поддержка. Одаренным же детям все это необходимо еще в большей степени в силу их особого психического склада. У таких детей возникают проблемы:
• излишняя легкость обучения, провоцирующая неоднозначное отношение одноклассников;
• избирательность по отношению к учебным предметам, скука в конкретной ситуации неудовлетворенности;
• снижение мотивации к школьному обучению, в связи с этим ухудшение взаимопонимания с окружающими. [1, с. 4]
По моему мнению, одним из эффективных методов решения проблем одаренных детей является вовлечение их занятиями во внеурочной деятельности.
Но каждый педагог также индивидуален, как и ученик. Наилучший результат будет получен, если учитель будет работать в той области, к которой сам испытывает интерес. Для себя я выбрала интеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Начиная с первого класса наблюдаю за своими учениками на наличие у них исследовательских способностей. С этой целью провожу тесты.
При оценивании обращаю внимание на креативность ответов, творческое выполнение заданий.
На одном из родительских собраний в первом классе провожу тест для родителей «Талантлив ли ваш ребенок?» [4, с. 7]
По результатам тестирования учащихся, наблюдений за их деятельностью на уроке, формирую группу учеников для занятий в клубе «Интелдетки». Занятия ведутся по следующим темам:
1. Что такое исследование
2. Наблюдение и наблюдательность
3. Что такое эксперимент
4. Учимся вырабатывать гипотезы
5. Знакомство с логикой
6. Как задавать вопросы
7. Учимся выделять главное и второстепенное
8. Как делать схемы
9. Как работать с книгой
10. Что такое парадоксы.
11. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
12. Как сделать сообщение о результатах исследования. [2, с. 184]
С каждым годом данные темы углубляются и конкретизируются. Для организации самостоятельной работы учащихся, использую рабочую тетрадь А. И. Савенкова «Я-исследователь». В ней содержатся материалы, способные помочь в проведении собственных исследований. [3, с. 1]
Во втором классе дети презентуют свои работы своим одноклассникам и учащимся школы. Начиная с третьего класса ведется активная работа по презентации собственных проектов на различных конференциях и форумах. Получаем хорошие результаты. В четвертом классе мои ученики более углубленно занимаются над личными проектами и организуют свои мини-группы с заинтересованными одноклассниками.
Ученики, которые уже в начальной школе получили возможность реализовать свои высокие интеллектуальные способности не останавливаются на достигнутом. Это дети, которые научились добывать знания самостоятельно. Они уже получили первоначальные навыки в проведении собственных исследований, а самое главное почувствовали, что такое дух поиска и творчества. Выявляя, развивая и поддерживая одаренного ребенка учитель позволяет сохранить способности ребенка и реализовать его потенциал.
Список литературы
1. Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб, 2004.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
3. Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
4. Тест для родителей «Способности к научной работе». [Электронный ресурс]. URL:
http://www.edu21.cap.ru/home/9135/test%20dly%20pod.doc(дата обращения: 30. 03. 2017).