«Время и люди»

Краснова Е.А.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа №85» г. Казани,
Ситдикова Ю.Р.,
учитель химии
МБОУ «Школа №103» г.Казани


Одним из приоритетных направлений современной школы является внеурочная деятельность, которая позволяет систематизировать и расширять знания, развивать коммуникативно-интеллектуальные навыки, создавать условия приобретения позитивного социального опыта школьников. Главной целью внеурочной деятельности является формирование ценностной системы личности через творческую и познавательную деятельность обучающихся, обеспечивающих становление гражданственности и патриотизма. Также от-метим, что внеурочная деятельность способствует формированию общекуль-турного кругозора, предметной и метапредметной эрудиции, нестандартного мышления, способность к генерации идей, креативности и навыков эффек-тивного взаимодействия. Таким образом, чтобы повысить мотивацию к об-разованию и самообразованию учащихся, их нужно вовлечь в интеллекту-ально-игровую деятельность.

Предложенная нами методическая разработка внеурочного занятия «Время и люди» эффективна, полезна и актуальна.

Цель:

обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников че-рез систему знаний историко-культурного наследия народов Татарстана.

Задачи:

Обучающие:

• совершенствовать творческую и познавательную активность уче-ников выражать свое мнение через навыки общения;

• обучать определенным навыкам поведения, коллективной жизни через потребность в сотрудничестве работы в команде;

• способствовать формированию у школьников понимания истори-ческого прошлого в связи с тенденциями современного развития России, Та-тарстана и мира.

Развивающие:

• расширить кругозор учеников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества;

• развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки школь-ников;

• развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы через включение их в соответствующую деятельность.

Воспитывающие:

• воспитывать человека, гармонически сочетающего в себе духов-ное богатство, моральную чистоту через чувство патриотизма, толерантно-сти, нравственные основы историко-культурное наследие народов России, Татарстана и мира.

Актуальность: к 100-летию образования ТАССР

Форма: информ-дайджест

Оборудование и необходимые материалы для проведения информ-дайджеста:

1. компьютер и проектор;

2. выход в Интернет;

3. вопросы для команд участников еженедельной «пятиминутки» со свободным выбором тем: «Исторический портрет», «Улицы нашего города», «Татарстан в годы Великой Отечественной войны», «Культу-ра», «Современный Татарстан»;

4. выставка книг.

Условия и порядок проведения информ - дайджеста:

1. Время на обдумывание ответа - 1 минута.

2. Каждый вопрос оценивается в 1 балл.

3. Баллы фиксируются в чате или на ватмане фломастером.

4. Если команда не может ответить, вопрос переходит другой ко-манде.

5. Если никто не сможет ответить на вопрос, то помощь оказывают учителя, классные руководители.

6. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает наибольшее количество баллов.

Подготовительный этап: команды - участники читают дополнитель-ную литературу по истории Татарстана и татарского народа, http://tatarhistory.ru/ru и другие источники из библиотеки и сети Интернет.

План проведения:

1. Сообщение цели информ - дайджеста, объяснение правил.

2. Проведение еженедельной пятиминутки в рекреации школы или на платформе ZOOM c использованием системы «сессионные залы».

3. Подведение итогов.

4. Награждение победителей по возможностям организаторов информ-дайджеста.

Ход игры

Ведущий: Цицерон говорил: «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни».

Знать историю необходимо, чтобы лучше понимать общество, в кото-ром живешь и предвидеть возможные изменения в будущем, чтобы уметь разбираться в текущих событиях, не становясь заложниками предвзятых суждений и скороспелых выводов.

Сегодня Вы можете продемонстрировать свои знания, которые полу-чили на уроках, во внеурочное время, самостоятельно знакомясь с дополни-тельными ресурсами по истории Татарстана и татарского народа.

Начинаем игру.

«Исторический портрет»

1. В 1708 году по указу императора Россия была разделена на 8 гу-берний, одной из самых больших считалась Казанская губерния. Назовите имя императора, который подписал этот указ.

Ответ: Петр I.

2. 1773 году был издан указ «О веротерпимости», которым юридиче-ски запрещалось насильственное крещение. Татарам разрешили строить ме-чети. Указом 1788 года было организовано Мусульманское духовное собра-ние. Татарам разрешили строить мечети. Назовите имя императрицы Рос-сийского государства, которая подписала эти указы.

Ответ: Екатерина II

3. Морской офицер, участник кругосветного плавания под командова-нием Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева, в 1824 году в усадьбе своих ро-дителей вместе с В.П.Ивашевым создали декабристский кружок в Лаишев-ском уезде. Он известен в литературе как «последний декабрист», который пережил своих товарищей. Назовите его имя.

Ответ: Д.И.Завалишин

4. В 1908 году опубликована его пьеса «Яшь гомер» (Молодая жизнь), которой была изображена жизнь революционной молодежи и интернацио-нальной солидарности. Назовите имя деятеля татарской культуры, драма-турга, первого татарского пролетарского писателя и переводчика.

Ответ: Г.Ю.Кулахметов.

5. Кто из великих химиков, работавший в Казанском университете, до-казал что чай можно выращивать на Кавказе?

Ответ: А.М.Бутлеров.

«Улицы нашего города»

1. Эта улица носит имя великого татарского поэта, который создал в своем произведении образ лесного духа?

Ответ: улица Габдуллы Тукая.

2. Эта улица главная в историческом центре Казани Вахитовского рай-она. Название ее менялось неоднократно, в зависимости от исторической эпохи и политических приоритетов. Улица длиной 1050 метров пролегает по гребню холма с северо-запада на юго-восток. В 2011 году тротуары на всем протяжении улицы были выложены брусчаткой. Здесь располагается город-ская достопримечательность пассаж.

Ответ: ул. Кремлевская

3. Эта улица носит имя религиозного и общественного деятеля конца XIX начало XX века, который основал и руководил медресе «Мухаммадия».

Ответ: улица Галимджан Баруди

4. Эта улица — магистраль в Советском районе Казани. Она названа в честь ученого химика, который был одним из создателей Казанского химико-технологического института. Долгие годы этот ученый возглавлял Казан-скую школу химиков. Также, он был виртуозным стеклодувом.

Ответ: улица Академика Арбузова

5. Эта улица названа в честь ученого химика, который в химической лаборатории Казанского университета открыл метод превращения аромати-ческих нитросоединений в аминосоединения. В числе первых соединений, синтезированных им вновь открытым методом, был анилин.

Ответ: улица Зинина

«Татарстан в годы Великой Отечественной войны»

1. За годы войны 22-ой авиационный завод выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков. Они до 1943 года были ос-новной ударной силой бомбардировочной авиации. Назовите имя создателя, главного конструктора этих самолетов. Ответ: В.М. Петляков

2. В годы войны по всей стране шло широкое патриотическое движение за сбор средств в фонд обороны Родины. На собранные средства из личных сбережений жителей нашей республики были построены танковые колонны. Назовите их. Ответ: «Красная Татария», «Колхозник Татарии».

3. Сделанные учеными научные прогнозы и труд рабочих – нефтяни-ков позволили в 1943 году начать промышленную добычу нефти. Ее первые тонны были отданы фронту, победе. Назовите место промышленной скважи-ны нефти Татарстана, на многие годы ставшая основой экономики страны, республики.

Ответ: село Шугурово Лениногорский район

4. Во время Великой Отечественной войны в Казани были начаты ра-боты по практическому применению этого элемента в создании советского оружия массового уничтожения. В периодической системе этот элемент с атомным номером 92. Какой это элемент?

Ответ: Уран

5. Во время Великой Отечественной войны в Казань вернулся русский и советский военный хирург, который ранее окончил медицинский факультет Казанского университета. Предложенные им новые методы обезболивания и лечения гнойных ран сыграли очень важную роль во время ВОв. Его именем названа мазь.

Ответ: Александр Вишневский

«Культура»

1. Какое учебное заведение было открыто в Казани 1804 году.

Ответ: Казанский императорский университет.

2. Его первым инструментом, на котором он начал играть была гармо-ника. Он автор знаменитого «Марша Советской Армии». Назовите имя ос-новоположника татарской профессиональной музыки, который умел органи-чески соединить европейскую музыку с фольклором и создать на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство.

Ответ: Салих Сайдашев.

3. Эта либеральная газета на татарском языке начала выходить 29 ок-тября 1905 года. Официальным издателем её был адвокат Саидгарей Алкин. Назовите первую казанскую газету на татарском языке.

Ответ: «Казан мохбире» («Казанский вестник»).

4. Русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Россий-ской империи родился в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Сокуры под Казанью. Вошел в историю как «отец русских поэтов». В его честь в 3 декабря 2003 г Казани был открыт бронзовый памятник.

Ответ: Г.Р. Державин

5. В 2016 году на литературной ярмарке в Хельсинки писательница, которая родилась в Казани, сказала в интервью с финским профессором рус-ского языка и литературы хельсинского университета Томи Хуттунен, что её роман развивается сам по себе, начиная с национального аспекта первой ча-сти, в которой изображается татарский быт. Назовите автора и название кни-ги.

Ответ: Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза»

«Современный Татарстан»

1. Государственный гимн Республики Татарстан исполнялся до 2013 года в точном соответствии с музыкальной редакцией гимна, утверждённой постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 14 июля 1994 года «О Государственном гимне Республики Татарстан». Текст песни «Туган ягым» не применялся. В настоящее время Государственный гимн РТ испол-няется в соответствии с правилами, утверждёнными Законом «О государ-ственных символах Республики Татарстан». Назовите имя автора стихотво-рения «Туган ягым».

Ответ: Рамазан Байтимеров

2. Татарстан - регион с богатой историей. На территории республики находятся три объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Назовите их.

Ответ: Казанский кремль, археологический комплекс города Болгар, Успенский собор на острове Свияжск

3. В 2019 году в Казани проходил Чемпионат рабочих профессий Worldskills. Он собрал молодежь со всей России и зарубежья. На этом кон-курсе боролись за звание лучшего по 35 специальностям. Назовите имя участницы в компетенции «Лабораторный и химический анализ», которая получила главный приз соревнований золотую медаль на мировом чемпио-нате по профессиональному мастерству. Ответ: Анастасия Каменева.

4. Этот город является молодым городом нефтехимиков, который два-жды (в 2000 и 2003 годах) был признан самым благоустроенным среди го-родов России с населением до 500 тысяч чел. В 1966 году на Каму приехали молодые комсомольцы для строительства нового производства - будущего крупнейшего в Европе нефтехимического комбината. Этот город прославил-ся в песне детского хора Сергея Светлакова.

Ответ: Нижнекамск

5. Один из крупнейших химических предприятий Российской Федера-ции. Это предприятие производит более 38 % всего российского полиэтилена и является его крупнейшим экспортером, занимает ведущее место в произ-водстве газопроводных полиэтиленовых труб, фенола, ацетона, охлаждаю-щих жидкостей, химических реагентов для добычи нефти и осушки природ-ного газа.

Ответ: Казаньоргсинтез

Подведение итогов

Команда-победитель определяется по количеству набранных баллов, которые складываются: из количества очков, заработанных участниками и из количества очков, полученных болельщиками. Жюри оценивает кругозор и эрудицию учащихся в целом и отдельно отмечает тех, кто отличился на всех этапах проведения игры.

Список литературы:

1. Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таб-лицы, тесты. Казань: Магариф, 2000.

2. Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников та-тар. XIX – нач. XXI вв. Историко-этнографические очерки. – Наб. Челны: «Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2013. – 189с.

3. Атлас «Тартарика.Этнография». Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ. Издательско-Продюссерский Центр «Дизайн. Информация. Карто-графия». Москва, 2008 г.

4. А.А. Сафаров, И.Ш. Мостюков, М.В. Черепанов и др. Книга Героев. Массовое политическое издание. Казань, 2015

5. https://videouroki.net/razrabotki/khimicheskaya-i-neftekhimicheskaya-promyshlennost-respubliki-tatarstan.html

6. https://realnoevremya.ru/articles/30722

7.https://trepo.tuni.fi/bitstream/handle/10024/103607/1527756671.pdf?sequence=1&isAllowed=y

8. https://newspaper.kpfu.ru/blogs/slovo-redaktora/news-proekt-liceistov-imenami-uchenyh-nazvany-ulicy-kazani/


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика