Синергетический аспект в педагогике

Якупова Л.Ф.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №155» г. Казани


В век всеобщей глобализации и стандартизации мысли, возникает вопрос о том, как в огромном потоке информации суметь правильно систематизировать полученные знания и грамотно организовать работу с получен-ной информацией. Именно данными вопросами и занимается наука – синергетика. Понятие «синергия» (единство, целостность), смысл которого раскрывается только в контексте анализа самоорганизации и саморазвития больших систем.

Чтобы уловить глубинную суть и специфику синергетизма, необходимо обратиться к процессу становления синергетического мировоззрения, который формируется в 50-80-е годы при исследованиях самоорганизации систем в различных областях: в кибернетике (Г.Фон Фестер), физике (И.Пригожин), математике (Г.Хакен), биологии (М. Эйген).

Наша цель показать научную значимость синергетики, как науки в педагогической системе образования, в частности, при преподавании русского языка и литературы.

В классических науках, начиная с Аристотеля, и особенно после открытий Ньютона, эволюция природы и человека рассматривалась как нескончаемая цепь причинно-следственных связей, без побочных отклонений, скачков и возвратов. Однако с развитием релятивисткой механики, эволюционной и генетической биологии и ряда других научных направлений стали активно разрабатываться другие парадигмы, другой подход, получивший название синергетического, где главный акцент делается на изучение открытых систем (обменивающихся энергией и веществом с внешним миром), где система рассматривается с позиций самоуправления, самоорганизации, саморазвития.

Педагогика, как система научного знания и методов воспитания, образования и обучения, является развивающейся в рамках социальной системы и выступает подсистемой более общей системы. Это положение позволяет рассматривать педагогическую систему как дисспативную, что является необходимым условием, чтобы подходить к ней как к саморазвивающейся системе.

Синергетический подход позволяет осуществлять в педагогической деятельности гуманистические идеи и гармонически сбалансировать гуманитарное мировоззрение с естественнонаучным – это то, именно к чему мы стремимся показать вдальнейшем исследовании нашей работы. Именно в том вопросе, чтобы показать связь противоположных друг другу систем гуманитарной и естественнонаучной в ключе поиска сходств и различий помогает нам наука синергетика.

Концепция самоорганизации предполагает общенаучные подходы к изучению самоорганизующихся объектов, выделяя универсальные законо-мерности для всех явлений, где превалируют нелинейность, неравновесность, флуктуации и бифуркации. Область синергетики, таким образом, охватывает все явления, в которых каким-либо образом присутствует ассиметрия. Объектами изучения теории самоорганизации являются: сложность и диссипация, хаос и упорядоченность, устойчивость и неравновесность, флукации и атрак-торы, бифукации и управляющие параметры [Андреев, 2003:55].

В синергетике всегда присутствуют две взаимодействующие и взаимовлияющие между собой стороны, это может быть человек и общество, если тема касается социологии, хаос и порядок, живая и неживая природа и т.д. Ю.Г. Нигматуллина рассматривая синергетический анализ художественного произведения, выделяет автора с одной стороны и читателя с другой. «Порядок» в художественной системе наводит не только автор, но и читатель (об этом шел разговор в предшествующих параграфах). Однако и автор, и читатель не имеют «определенного места» (Деррида) в произведении (речь идет не об авторе-рассказчике, повествователе и т.п. – на уровне повествовательном этими вопросами занимается авторология [Нигматуллина, 2008:56], а об авторе – носителе концепции произведения). И Автор, и Читатель «замещены» (Деррида) специфической «игрой», в которой участвует в качестве медиума, посредников так называемые «фокусы». Это семантические узлы, в которых генерируются противоречия (конфликтное состояние тем, образов, мотивов, интонаций и т.д.), доведенные до крайней степени противостояния, и которое в плане «обратной связи» оказывает воздействие на всю художественную систему в целом.

Отмеченное специфическое свойство подлинно художественного произведения (фокусировка) может быть объяснено и данными психологии и фи-зиологии. Новые концепции в этих научных дисциплинах подтверждает есте-ственность, органичность для человека подобного – сфокусированного – пути художественного познания. Напомним выводы Э.А.Костандова (лауреата премии И.П.Павлова 1985г.), сделанные им на основе подтверждающие ги-потезу Л.С.Выготского экспериментов, Э.А.Костандов пишет: «Видный советский психолог Л.С.Выготский еще в 30-х годах отметил чрезвычайно важную особенность в работе сознания – его прерывистость. Он писал: «Наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас… Сознание как бы прыжками следует за природой, с пропусками, с пробела-ми. Психика выбирает устойчивые точки в действительности среди всеобщего движения. Она есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменя-ющее его так, чтобы можно было действовать». Многолетние эксперименты подтверждают мнение Выготского: отсев информации осуществляется при помощи механизма избирательного или сфокусированного внимание, который создает в организме наилучшие условия для восприятия значимых в данный момент раздражителей» [Нигматуллина, 2008:57].

Однако главная причина рассматриваемой нами закономерности - наличия сфокусированных противоречий в художественном тексте – не психофизиологического, а оценочно-эстетического плана.

«Игра» - многогранное по содержанию понятие. Один из аспектов его содержание в книге «Постмодернизм. Энциклопедия» определяется следующим образом: «игра» обозначает «особый адогматический тип миропонимания» [Нигматуллина, 2008:59], «творческий поиск, высвобождающий сознание из-под гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида». Важна постмодернистская установка «на видение предмета в качестве находящегося в процессе самоорганизации», выражающая основную функ-цию «игры» структуры (Деррида) [Нигматуллина, 2008:61].

Процесс создания системы фокусов в художественном произведении – это «игра» между автором и реципиентом, результатом которой является образование вероятностной модели, способной к внутренней перестройкой, к переакцентировке смыслов.

Таким образом, мы можем отметить, что синергетизм для педагогических систем – это процесс взаимодействия двух спряженных, взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития), приводящий к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потен?иала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающих их переход от развития к саморазвитию. Синергетика будучи синергетической наукой о системах, позволяет со своих позиций ин-тегративно осуществлять многие основные философско-педагогические мета-принципы, такие как аксиологический, гуманистический, онтропологический, герменевтический.

Список литературы:

1. Андреев, А.А. Введение в Интернет-образование. – М.: Логос, 2003. – 224 с.

2. Нигматуллина, Ю. Г. Синергетический аспект в исследовании худо-жественного творчества. – Казань, Фэн, 2008. – 89 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика