Использование ментальных карт на уроках иностранных языков

Чабак Л.М.,
учитель английского языка
МБОУ «Школа №9» г. Казани


В современных условиях в рамках ФГОС учителю приходится решать новые проблемы, открывать новые возможности преподавания своего пред-мета. Таким образом, чтобы ребенок был активным участником образова-тельного процесса, я применяю системно-деятельностный подход, который основывается на таких принципах как принцип деятельности, принцип не-прерывности, принцип целостности и принцип творчества.

Каждый ребенок уникален. Поэтому главная цель системно-деятельностного подхода – научить детей учиться, т.е. усваивать и перераба-тывать информацию. Универсальным средством восприятия информации на уроках иностранных языков является новая он-лайн форма создания мен-тальных карт.

Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно приме-нять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традицион-ный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий не-сколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Характерные черты ментальных карт:

• основной объект изучения (отправная точка размышлений) всегда размещается в центре карты;

• аспекты основного объекта, вопросы, связанные с ним, и смежные те-мы расходятся от центрального образа в виде ветвей;

• ветви-ассоциации поясняются ключевыми словами, фразами или гра-фическими образами, от них отходят ветви второго порядка, выражающие вторичные идеи, от которых, в свою очередь, расходятся ветви ассоциаций третьего порядка;

• ветви ассоциаций формируют иерархическую структуру.

При создании ментальной карты применяются такие приемы, как:

• использование цветов и графических изображений;

• использование аббревиатур (или иностранных слов);

• использование условных обозначений и т.д.

Тони Бьюзен разработал целый свод правил по созданию ментальных карт, служащих для того, чтобы карты были красивыми и эффективными, задействовали весь потенциал мозга для работы с информацией.

Рекомендации:

• Начинаем всегда с центра карты. Выделяем главную идею цветом и крупными буквами.

• Строим связи (ветки) от главной идеи к составляющим частям. Выделяем их другими цветами. Для усиления контраста используем более мелкий шрифт (по-желанию).

• Можно использовать картинки и образы для отдельных частей, если это улучшит восприятие карты.

• Не переигрывайте в цвета, многие пишут, чем больше, тем лучше, но вы не в раскраску играете, а решаете задачу. Не более 4-х цветов в карте.

• Фиксируйте на карте все, что приходит в голову и связано с по-лученными частями карты. Лучше потом отрезать ненужное, чем упустить что-то.

Свойства интеллект-карт:

• Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

• Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

• Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Ментальные карты можно использовать:

- для работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент) (Приложение№1)

-для работы с лексическим материалом. (Приложение№2)

-для работы с фонетическим материалом

-для работы с текстовым материалом

- при подготовке к устному монологическому высказыванию

- при представлении результатов проектной деятельности.

- Подготовка к ГИА и ЕГЭ.

- Проведение дискуссии, дебатов.

Сегодня есть много онлайн инструментов для построения ментальных карт. Есть как бесплатные, так и платные решения. (Приложение№3). В нашем информационном мире применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информа-цию, а также воспроизводить её в последующем. Считаю, что ментальные карты делают процесс обучения занимательнее, плодотворнее. Открывают возможности и развивают способности каждого ученика. Такой визуальный способ передачи информации пригодится, так ребята смогут быстро, четко реализовать полученные знания на практике.

Список литературы:

1. Тони Бьюзен «Скоростная память», Москва, издательство «Эйдос», 1995г.

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен ; пер. с англ.

3. Ментальные карты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// samopoznanie.ru/schools/mentalnye_karty/. - Загл. с экрана.

4. Интеллект-карты - новый козырь в процессе обучения [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://mindmap-shop.ru/intellekt-karti-v-obrazovanii/ - Загл. с экрана.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика