Методические рекомендации по совершенствованию читательской компетентности школьников на основе современных образовательных технологий

Серебрякова Н. В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №7 имени
Героя России А.Козина»


Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. В связи с изменением социально – экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И не случайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребенок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы, вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес к чтению?

Существуют разные причины такого спада: современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели – чтение книг заменяется многочасовым сидение перед телевизором, компьютером; возросло количество неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием и развитием ребенка; резко сократилось чтение взрослого человека ребенку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение разнообразными книгами; отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности учащихся; сокращение количества часов литературного чтения в начальной школе.

Не читающий ученик менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования читательской компетентности, т.е. приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков, позволяющих свободно ориентироваться в разнообразии книг, развивать библиографическую грамотность, формировать позитивное отношение к чтению.

Объектом исследования является читательская компетентность младшего школьника. Предмет исследования – процесс формирования читательской компетентности.

Предполагаемые результаты:

• повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению;

• совершенствование уровня сформированности техники чтения;

• положительная динамика мотивации чтения;

• раскрытие творческих способностей детей;

• расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей;

• применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности.

1.Особенности формирования читательской компетентности у учащихся 5-6 классов.

Изучив психолого – педагогическую литературу по данной теме, можно выделить некоторые особенности формирования читательской компетентности школьников.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на формирование навыка чтения.

Под навыком чтения понимают:

• умение правильно прочитывать слова;

• понимать смысл текста;

• выразительно читать;

• выдерживать оптимальный темп чтения.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызывать интерес к чтению у школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка – читателя, какие этапы обучения необходимо пройти школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Можно выделить следующие этапы формирования читательских интересов:

• 5 класс, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот независимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

• 6 класс, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим.

2. Современные образовательные технологии, способствующие формированию читательской компетентности школьников 5-6 классов.

В ходе реализации проекта были использованы различные образовательные технологии.

1.Здоровьесберегающие технологии.

• Подвижные игры (динамическая пауза)

• Физминутки (опорно – двигательный аппарат, зрение, мелкая моторика, релаксация)

• Пропаганда здорового образа жизни (праздники, беседы, лекции для родителей)

• Оздоровительное воздействие окружающей среды (экскурсии, прогулки, дыхательная гимнастика на свежем воздухе)

• Мониторинг пропусков по болезни

2.Игровые технологии (технология имитационного моделирования).

• Деловые игры

• Ролевые игры

• Сюжетные игры

• Дидактические игры

3.Педагогика сотрудничества (построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса).

• Учитель – ученик ( учитель – помощник, консультант, партнер, источник информации; ученик – осуществляет деятельность, проживает ситуацию)

• Ученик – ученик (парная работа при изучении нового материала, при закреплении изученного)

• Ученик – группа (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемно – поискового характера, обсуждение итогов выполненного задания методом беседы)

• Ученик – учебный материал (индивидуальная работа учащихся с учебным материалом)

4. Исследовательские технологии.

• Педагогическая модель – обучение через открытие

• Модель урока – «знаю, но не все, хотел бы узнать, узнал

• Обязательно наличие проблемы

5.Технология развития критического мышления.

• Прием «кластер»

• Прием «концептуальная таблица»

• Прием «чтение с остановками»

• Прием «синквейн»

6.Уровневая дифференциация.

• Разноуровневые задания

• Дифференцированное домашнее задание

7.ИКТ технологии.

8.Гуманно – личностная технология

• Создание ситуации успеха

3.Этапы формирования читательской компетентности школьников 5-6 классов.

3.1. Подготовительный этап.

Подготовительный этап – это этап, на котором дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке.

В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения.

Формирование интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.

Для совершенствования навыка чтения на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

• упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);

• упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

• упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение);

• упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

• «мнимое слово»;

• чтение за «диктором»;

• синхронное чтение «буксиром»;

• «подскажи словечко».

Поддержать интерес учащихся к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

• наглядные пособия;

• демонстрационные картины;

• учебные таблицы;

• иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений.

• книги;

• электронные презентации.

Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:

• показ учащимся книги, которую предстоит читать;

• подготовка детей к восприятию избранного произведения;

• чтение учителем этого произведения вслух;

• рекомендации к самостоятельной работе дома.

Было замечено, что метод «чтения-рассматривания» возбуждает у учащихся интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).

На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей.

2. Начальный этап.

Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.

Содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся:

Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находилась в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил:

• оценивание результатов читательской деятельности .

• подбор книг по теме.

3. Основной этап.

Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Задача учителя на основном этапе обучения состояла в том, чтобы предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.

Содержание обучения на основном этапе расширялось и углублялось.4. Заключительный этап.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Ни на одной из предшествующих ступеней обучения читательской самостоятельности такой формулировки не было и не могло быть, так как наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу-объект, который вызывает у юных читателей положительные эмоции, а желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.Заключительный этап имел свою цель, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубить работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Внимание учащихся было направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требовало новых форм работы.

Новыми формами работы стали:

• дискуссии;

• диспуты;

• литературные праздники;

• встречи с интересными людьми;

• конкурсы сочинений на заданную тему.

На заключительном этапе просматривались значительные, но закономерные качественные изменения в отношении детей к книгам и самостоятельному чтению.Заключение

Таким образом, проведенная в течение нескольких лет работа по теме «Формирование читательской компетентности школьников», дала свои результаты. Ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысился темп чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика