Использование активных методов обучения в процессе формирования самостоятельной деятельности старшеклассников

Ситдикова Ю.Р.,
учитель химии
МБОУ «СОШ №103» г. Казани


Одна из важных задач на сегодняшний день в обучении - научить детей пользоваться полученными знаниями на практике, в жизни. «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный при-менять полученные знания на практике».

Проблемой современной школы является слабая мотивация немалого количества учащихся к образованию. Ученикам не нравится неподвижно и молча просиживать на уроках, которые длятся для них бесконечно, запоми-нать много информации, а потом ее учить.

Как же тогда привить интерес к химии? Как мотивировать учащихся и стимулировать их на протяжении всего урока? Этого можно достичь через самостоятельность, поисковую деятельность, создание проблемной ситуации, психологическую окраску урока и, безусловно, использование активных ме-тодов и форм обучения на уроках. Использование методов активного обучения помогает развивать у детей самостоятельность в принятии решений, достижения поставленных целей, а так же повышает уровень знаний, активизи-руют познавательную деятельность учащихся.

Проблема активности личности в обучении является одной из актуальных проблем в психолого-педагогической литературе, в требованиях ФГОС ООО.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе принято побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой отсутствует движение вперед в овладении знаниями.

Возникновение и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые проблемы: не только дать учащимся знания, но и обеспечить развитие и формирование познавательных интересов и способ-ностей, креативного мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач определено бурным развитием информации.

С помощью активных методов обучения активизируется мышление, учащиеся вовлекаются в учебный процесс быстрее и на длительное время, могут самостоятельно принимать решения, повышается мотивация и эмоциональность учащихся. Поэтому проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в педагогической, психологической науке, так и в обра-зовательной практике.

Активные методы обучения представляют собой методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями активных методов обучения являются:

1. Целенаправленная активизация мышления;

2. Длительное время вовлечения обучаемых в учебных процесс;

3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

4. Интерактивный характер, т.е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности посредством прямых и обратных связей, свобод-ный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

1. Формирование положительной учебной мотивации;

2. Повышение познавательной активности учащихся;

3. Активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

4. Стимулирование самостоятельной деятельности;

5. Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

6. Эффективное усвоение большого объема учебной информации;

7. Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

8. Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

9. Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

10. Развитие навыков самостоятельного умственного труда;

11. Развитие универсальных навыков.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, он стано-вится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей.

Особенности активных методов обучения:

1. Групповая форма организации работы участников учебного про-цесса;

2. Использование деятельностного подхода к обучению;

3. Практическая направленность деятельности участников учебного процесса;

4. Игровой и творческий характер обучения;

5. Интерактивность учебного процесса;

6. Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;

7. Использование знаний и опыта обучающихся;

8. Вовлечение в процессе обучения всех органов чувств;

9. Рефлексия процесса обучения его участниками.

Технология методов активного обучения эффективно решает поставлен-ные перед образованием задачи, в том числе и на уроках химии.

Во-первых, она предполагает групповое взаимодействие, эффективную коммуникацию и способствует формированию универсальных учебных действий личности (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). Работа в команде, отстаивание своей позиции и уважительное отноше-ние к чужому мнению, принятие ответственности, как за себя, так и за коман-ду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Во-вторых, технология активных методов обучения способна обеспечить высокую степень мотивированности учащихся к изучению химии, их включенности в процесс активной коммуникации за счет игр.

Одним из главных достоинств данных методов является то, что они помогают создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу комфортности, ориентации на ситуацию успеха каждого ученика, что необходимо на уроке, и что значительно повышает результативность урока.

Структура урока с использованием технологии активного обучения соответствует структуре урока с применением системно-деятельностного подхода, который заложен в основу стандарта нового поколения.

Для педагога очень важно исследовать все этапы урока, создать всю картину урока и тем самым гарантировать системность и единство образовательного процесса.

Эффективность процесса и результатов обучения с применением методов активного обучения обусловливается тем, что разработка данных методов базируется на психологической и методологической литературе. Для каждого из этапов урока свойственны свои методы, позволяющие эффектив-но решать определенные задачи этапа.

Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную эмоциональную атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности. Поэтому выбор активных методов обучения следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку.

Для результативного использования активных методов обучения необходимо выполнение определенных условий:

1. В начале урока следует создать ситуацию успеха для учащегося;

2. Для формирования действительной проблемной ситуации нужно сформулировать соответствующий определенный вопрос (вопросы);

3. Между учащимися должен осуществляться активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

4. Целесообразно использовать технологию групповой деятельности;

5. На этапе решения практической задачи предпочтительно употреблять активный метод обучения - ролевую игру;

6. Наличие оснащения и материалов, которые необходимы для про-ведения лабораторных исследований.

Использование методов активного обучения позволяет быстрее вовлечь учащихся в учебный процесс, мотивировать их, так как они предполагают собой игру, а дети любят играть.

Таким образом, под методами активного обучения понимаются методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учеб-ный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятель-ность при решении поставленных задач.

Применение активных методов при обучении учащихся химии

В современной школе активные методы обучения, различными способа-ми отражая в себе ключевые особенности организации обучения, гаранти-руют повышение процессов эффективности урока. Активные методы обуче-ния, которые создают условия интенсивности учебного процесса с целью стимулирования работы учащихся на уроке, повышения их заинтересованности и направленности их внимания, требуют от учителя использования ряда определенных перемен и стратегий.

Основная цель активного обучения состоит в приобретении учениками осмысленных умений и навыков, получению знаний самостоятельному, в формировании и уместном использовании отработанных умений и навыков на практике. Учитель по-прежнему остается движущей силой в ходе обуче-ния.

На сегодняшний день необходимо широкое применение информацион-но-коммуникационных технологий, предназначенных для развития способностей учащихся самостоятельному получению и пониманию знаниями и к творческой деятельности. Методы активного обучения предназначаются как раз этим целям.

Совершенно не обязательно использование активных методов обучения при создании уроков по каждой темы. К активным методам обучения необходимо обращаться с учетом, установленных перед уроком целей, содержа-ния, характера даваемых знаний ученикам, а также умений, навыков, уровня подготовки каждого ученика и других характеристик.

Я рассмотрела некоторые из методов активного обучения, используемые на уроках химии.

1. Ролевая игра - это игра по ролям событий и ситуаций. Для того чтобы более понятно и доступно разъяснить ученикам содержание новой темы, учитель делает предложение, к примеру, разыграть по ролям небольшой рассказ на определенную тему. Структуру сценария в процессе деятельности устанавливают сами ученики, распределяющие роли по собственному желанию каждого. Роли кратко описываются преподавателем, предлагающим оформить игру небольшой период времени. Впоследствии проведения ролевой игры проводятся общие обсуждения. Ученики расценивают возможности каждого участников, выполнения им отдельных исполнителей ролей, выска-зывают свое отношение к решению поставленной проблемы.

Главный смысл ролевых игр состоит в том, что они гарантируют про-стое и быстрое понимание и овладение сути событий, проблем и формируют в учениках умения выражаться правильной речью, развивают их возможно-сти в умении вести диалог. Выраженные образы в исполнении учеников иг-рают особенную роль в раскрытии и выявлении их индивидуальных возможностей.

На уроках химии особенно часто используется такой вид ролевой игры как игра-путешествие. Алгоритм её проведения может быть следующим:

- разработка учителем дидактической цели планируемой игры-путешествия;

- определение цели и маршрута «путешествия»;

- формирование групп и определения маршрута «путешествия» каждой группе учащихся;

- определение заданий каждой группе, которые они должны выполнить в ходе «путешествия»;

- работа групп по выполнению заданий, подготовка и оформление группового отчёта;

- презентация руководителями групп результатов «путешествий» с демонстрацией подготовленных материалов (маршрутов «путешествий, схем, рисунков, фотоматериалов, зарисовок, описаний и т.д.)

2. Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Правила деловой игры устанавливаются в соответствии с выбранной деятельностью. На уроках, при обучении химии, чаще всего применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила, системы оценок хода и результатов игры.

3. Проблемное обучение - форма организации учебного процесса, в ко-торой сам процесс познания учащихся подходит к исследовательской, поис-ковой деятельности. Главный дидактический способ вовлечения учащихся в учебный процесс при проблемном обучении - формирование проблемной си-туации, которая имеет форму некоторой познавательной задачи, фиксирую-щей определенное разногласие в ее условиях и завершающийся вопросом, который данное несогласие объективирует.

С помощью определенных методических способов - постановка информационных и проблемных вопросов, выдвижение гипотез, их доказательство или отрицание, исследование ситуации и др. преподаватель стимулирует учащихся к общему размышлению, поиску неизведанного знания. Главная и значимая роль в проблемном обучении принадлежит разговору диалогиче-ского вида.

Для уроков химии свойственно формирование проблемной ситуации с затруднением, когда возникает разногласия между потребностью и невозможностью осуществить задание, а кроме того применение, подводящего к теме диалога и сообщение темы урока с использованием приема «яркое пят-но», который обеспечивает восприятие темы учащимися.

4. Метод проектов. Основой этого метода представляется независимая экспериментальная, игровая, познавательная, творческая, результативная деятельность учащегося, в ходе которой он познает себя и окружающий мир, воплощая полученные знания в настоящие проекты.

5. «Мозговой штурм» - способ продуцирования новых мыслей для решения научных и практических трудностей. Его цель организация групповой мыслительной деятельности, направленной на поиск нестандартных путей решения проблемы.

Применение метода «мозгового штурма» в учебном процессе дает возможность решить перечисленные задачи: творческое усвоение учениками материала по теме урока; связь практических знаний с теоретическими; активизация учебно-познавательной работы; развитие навыка групповой мысли-тельной деятельности.

Требование, формулируемое на уроке согласно методике «мозгового штурма», обязано иметь практическую или теоретическую важность и заинтересовать учащихся. Условием, что требуется принять во внимание при выборе проблемы для «мозгового штурма» - вероятность множества альтернативных вариантов решения проблемы, которая представляется учащимся как учебная задача.

6. «Круглый стол» - метод активного обучения, одна из организацион-ных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая зафиксировать приобретенные навыки, компенсировать недостающие знания, формировать умения решать трудности, укрепить позиции, обучить культуре ведения обсуждения вопроса. Отличительной особенностью «круглого стола» является комбинирование предметного обсуждения вопроса с групповой консультацией. Вместе с активным обменом знаниями, у учащихся формиру-ется мастерство высказывать свои мысли, приводить аргументы. При этом происходит фиксирование данных и самостоятельной работы со вспомога-тельным материалом, а кроме того обнаружение проблем и вопросов для об-суждения трудностей.

7. Метод кейсов - техника изучения материала, в которой учащиеся должны изучить ситуацию, разобраться в сущности проблемы, предложить собственные варианты решения данной проблемы и выбрать наилучший. Кейсы основываются на реальном фактическом материале, либо приближены к настоящим условиям.

При изучении определенной ситуации, анализе данной ситуации участ-ники должны отлично разобраться в предлагаемых условиях, осознать ситуацию, дать оценку ситуации, установить, есть ли в ней проблема и в чем ее сущность. Каждому из участников предлагается отметить свою роль, значи-мость в решении поставленной проблемы и сформировать подходящее направление деятельности.

Также к активным методам обучения можно отнести и практические ра-боты.

8. Практическая работа - самостоятельная работа учеников, которая вы-полняется с помощью исследований, сопоставлений, измерительных и вычислительных инструментов, формирования графиков, таблиц, изучения фактов, выявление причин c целью установления новых для учащихcя результатов, представляющих собой основу для теоретических заключений и обобщений.

Активные методы обучения cлужат очень мощным инcтрументом в ру-ках учителя. В разумном соединении их с другими методами, приемами и средствами обучения помогут удачно решать задачи направленные на фор-мирование творческого мышления учеников и их самостоятельности.

Технология активного обучения содержит в себе такие методы, которые стимулируют познавательную деятельность учащихся, вовлекает каждого отдельного ученика в мыслительную и поведенческую активность, направле-на на обогащение, осознание и личное принятие имеющегося знания каждым учеником. Преимущество всех выше рассмотренных методов обучения бес-спорны. Разумное и уместное использование этих методов заметно повышает развивающий эффект обучения, вызывает как у учащихся так и у учителя много положительных эмоций. Данные методы также повышают интерес к предмету.

Методы активного обучения выполняют обогащающую, направляющую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, помогают активному осмыслению новых знаний.

Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, направленной не на изложение и воспроизведения готовых знаний, а на самостоятельное получение и овладение знаний учениками в процессе активной учебной познавательной деятельности. Активные методы обучения позволяют активизировать мыслительную деятельность учеников, пучат их принятию самостоятельных решений, и способствуют формированию новых умений и навыков.

Список литературы

1. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения [Текст]: / М.М. Анцибор. – Тула, 2002.

2. Генике, Е.А. Активные методы обучения: новый подход [Текст]: / Е.А. Генике. ? Сентябрь, 2013.

3. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения[Текст]: учебное пособие для учителя / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998.

4. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: В.Г. Коваленко. - М.: Просвещение, 1990.

5. Корнеева, Е.Н. Использование активных методов в учебном про-цессе [Текст]: / Е.Н. Корнеева. – Ярославль, 2012.

6. Пекун, А.Г. Технология активных методов обучения [Текст]: / А.Г. Пекун.- Минск. - 1992. - 117с.

7. Смолкин, А.М. Методы активного обучения[Текст]:/ А.М. Смол-кин. - М., 1991. 30 с.

8. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст]:/ учебно-методическое пособие. / Е.В.Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59с.

9. Кругликов, В.Н., Платонов, Е.В., Шаронов, Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности [Текст]:/ В.Н. Кругликов - СПб.:"Изд. П-2", 2006.

10. Федеральный государственный стандарт основного общего обра-зования [Текст]:/М. 2010. – 50 с.

11. Коростелева, Н.М. Активные методы обучения [Электронный ре-сурс]: Н.М. Коростелева. Режим доступа: http:// festi-val.1september.ru/articles/

12. Шмырева, Т.В. Использование активных методов обучения в об-разовательном процессе [Электронный ресурс]:/ Т.В. Шмырева. Режим до-ступа: http: // nsportal.ru/shkola


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика