Краснова Е.А.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа №85» г. Казани
Развитие и широкое применение информационных и коммуникацион-ных технологий (ИКТ) является глобальной тенденцией мирового общественного развития и научно-технической революции последних десятилетий. Растёт количество пользователей сети Интернет. Достаточно интенсивно этот процесс протекает в сфере гуманитарного знания: библиотеках, образова-тельных учреждениях, музеях, где процесс информатизации идет наиболее активно. Одним из многочисленных ресурсов сети Интернет являются вирту-альные музеи - новый динамично развивающийся феномен культуры, как ос-нова успешной системной педагогической деятельности по формированию ценностно-ориентированной личности.
Обратим внимание на сравнительную характеристику, которая помо-жет наглядно представить общие и отличительные признаки традиционного и виртуального музеев.
Общие признаки традиционного и виртуального музеев:
1. доступность широкой публике;
2. обеспечение целостного видения мира через эффективность создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использование информации;
3. содействие формированию интереса к истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы через патрио-тическое воспитание граждан своего Отечества
Отличительные признаки традиционного музея:
1. являются музеями образовательного учреждения, учреждения культуры и административных единиц (вузы, детские сады, театры, деревни и т.д.)
2. занимаются приобретением, исследованием, хранением, популяризацией, экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания, в целях изучения, образования, и удовлетворение духовных по-требностей.
3. выполняют следующие основные функции:
- комплектование — учет и хранение;
- научно-исследовательская функция;
- образовательная функция;
- экспозиционная функция и другие.
Отличительные признаки виртуального музея:
1. открывают частные лица, особенно массово этот процесс идёт в социальных сетях и блог-платформах, действуют «бизнес-проекты» коммерческих организаций;
2. объединяют сразу несколько музейных коллекций, которые невозможно совместить в реальной жизни;
3. выполняет следующие основные функции:
- сохраняют электронный контент;
-бесконтактное информационное взаимодействие пользователя с музейной средой не зависимо от того, где они проживают и другие.
Таким образом, музеи различного типа и профиля являются элементами современной культурно - досуговой среды, обеспечивают определенные визуальные и звуковые эффекты, способствующие развитию творческих спо-собностей, культурному обмену и общению.
Актуальность существования виртуальных музеев являются экономически эффективной культурной формой, в настоящее время интегрирующейся в хозяйственно-экономическую жизнь общества и способствующей её мо-дернизации. Перечислим те информационные технологии, которые наиболее часто используются (независимо от его профиля) и соотнесем их с вышеперечисленными функциями в таблице:
• базы данных (учет музейных предметов);
• сайты (просветительская деятельность);
• мультимедиа средства на экспозиции, информационные киоски,
• аудиогиды (экскурсионно-экспозиционная деятельность).
Кажется очевидным, что информационные технологии выступают здесь средством для реализации музейных функций. Ценность заключается в том, что личность проявляет активность, интерес, творчество в информационном поведении, находя ответы на поставленные задачи.
Создав в свой виртуальный музей, мы сможем мобильно использовать информацию поискового отряда школы. Ведь не секрет, что большинство экспонатов хранятся в недоступном для глаза учащихся, родителей, учителей месте. Это будет полезно всем:
во-первых, источники виртуального музея могут быть дополнитель-ным ресурсом в системе дистанционного обучения;
во-вторых, материалы виртуального музея могут быть использованы в подготовке учащихся к научно-практическим конференциям, олимпиадам;
в-третьих, виртуальный музей можно применять с целью проведения виртуальной экскурсии;
в-четвертых, можно провести электронное анкетирование среди пользователей виртуального музея и выяснить статистику популярности тематики; виртуального музея;
в-пятых, можно создать фактический форум, где учителя, ученики, родители организуют удобный диалог, могут загрузить свои фото, информацию, что делает общение более «человечным»;
в-шестых, на базе виртуального музея можно создать электронную школьную газету в современных социальных сетях.
Следовательно, эта работа будет отвечать духу современности практической реализации инновационных процессов.
В образовательных организациях Авиастроительного Ново-Савиновского районов города Казани есть музеи и музейные уголки в традиционном и виртуальном формате. Экскурсионная работа на их базе, расширяет и углубляет знания учащихся, дает возможность уделить больше внимания изучению краеведческого материала, является эффективным средством при-обретения обучающимися позитивного социального опыта.
Например, большая роль отводится ежегодным «живым встречам», где ребята приобретают опыт вести диалог, беседу, берут интервью, делают выводы, снимают видеоролики, организуют вместе с учителем видео конферен-ции, телемосты с использованием различных информационных образовательных платформ, мессенджеров. Форма отчетности: презентация, реферат, кластеры, поделки, рисунки, заметки в школьную и электронную газеты, вы-пуск буклетов, Боевого листка в традиционном и виртуальном формате, информ-дайджесты и другое.
Обобщая все выше сказанное можно утверждать, что традиционные и виртуальные музеи представляют собой компонент технологии формирования ценностно-ориентированной личности, позволяет сосредотачивать и связывать воедино различного типа информацию по определенной тематике, компактно ее хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуци-ровать новую, передавать на любые расстояния, используя мультмедийные средства. Уверена, что такую систему знаний и умений в будущем ребята смогут применить в своей профессиональной деятельности.
Глоссарий
1. ИКТ- информационные и коммуникативные технологии.
2. Виртуальный музей — тип веб - сайта, оптимизированный для экс-позиции музейных материалов
3. Контент - это любое информационное наполнение чего-либо (кар-тинки, текст, видеоролики и т.д.), англ. content — содержание.
4. Музей - учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, матери-альной и духовной культуры, а также просветительской и популяризатор-ской деятельностью.
5. Мультимедиа — контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах.
6. Сайт, или веб-сайт, — совокупность логически связанных между со-бой веб-страниц; также место расположения контента сервера.
7. Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предна-значенные для построения, отражения и организации социальных взаимоот-ношений в Интернете.
Список литературы:
1. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: ти-пология и функциональная специфика: дисс.кандидата культурологии. М., 2012. 187 с.
2. Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук: Материалы VII международной заочной НПК, г. Георгиевск, 2012г. стр.68-73.
3.http://www.dissercat.com/content/virtualnye-muzei-kak-sotsiokulturnyi-fenomen#ixzz4ukgVrfX7