Портфолио учителя как показатель профессиональной компетентности

Коновалова Надежда Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №54» Авиастроительного района г.Казани


Педагогическое портфолио – это способ фиксации, накопления и оценки достижений учителя, один из современных методов профессионального развития, который определяет личные достижения педагога в профессиональной деятельности на уровне качества обучения.

Цель портфолио - мотивация на профессиональное развитие и повышение профессиональной компетентности. Портфолио вносит систему в деятельность учителя, систематизирует накопленную информацию для прохождения аттестации, для представления к отраслевым и государственным наградам, а так же может выполнять роль рекомендательного письма или сопроводительных документов при переходе в другую образовательную организацию. Портфолио используется как одна из форм определения уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагога, то есть основной его смысл - “показать всё, на что ты способен”.

В нашей школе было разработано и принято Положение о портфолио учителя. Настоящее положение определяет структуру и содержание портфолио.

Согласно положению портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами. Форма оформления портфолио может быть произвольной и предполагает творческий, авторский подход. Портфолио имеет титульный лист, оглавление и содержит 7 разделов.

Раздел 1. «Общие сведения об учителе»

Данный раздел включает материалы, отражающие сведения об учителе в различных областях: личные данные, образование, общий трудовой и педагогический стаж, а также прилагаются копии документов, подтверждающих прохождение курсов, наличие почетных званий и другие документы. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2 .«Результаты педагогической деятельности»

В этот раздел помещаются материалы с результатами освоения обучающихся образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету, материалы для проведения промежуточной аттестации, мониторинга УУД, критерии оценивания, сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах различного уровня. Материалы данного раздела дают представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определённый период.

Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: методические разработки уроков, публикации, выступления на методических объединениях, педагогических советах, участие в предметных неделях, проведение мастер - классов, творческие отчеты, разработка авторских программ, т.е. материалы, которые подтверждают методическую активность педагога.

Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»

Данный раздел может содержать следующие документы:

• список творческих работ, рефератов, учебно - исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

• списки победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.(результативность), дипломы и грамоты;

• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн - ринги и т.п.);

• программы кружков и факультативов

• другие документы.

Раздел 5. «Учебно-материальная база»

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета.

Раздел 6. «Личные достижения и творческая активность»

В данный раздел включены материалы, подтверждающие участие и личные победы аттестуемого в профессиональных и творческих педагогических соревнованиях, конкурсах; участие в общественной, профсоюзной жизни образовательного учреждения.

Материалы данного раздела дают представление об основных формах и направлениях творческой активности педагога.

Раздел 7. «Папка экспертных оценок»

Данный раздел включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, сертификаты, благодарственные письма, грамоты официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п.

Таким образом, портфолио помогает представить наиболее значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности. А мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит учителю:

• реально представить результаты своего труда;

• увидеть свои резервы; провести коррекцию возникших проблем;

• позволит иметь стимул к самосовершенствованию.

Список литературы:

1. Михайловский О.С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений.// Образование в современной школе. - 2006.-№9. - 19 с.

2. Пинская М.А. Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений.// Оценка качества образования.-2008.- №2. - 56 с.

3. Положение о портфолио учителя. Разработано в МБОУ «Школа №54» г.Казани.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика