Даулятшина Л.С.,
учитель биологии,
МБОУ «Гимназия № 155
с татарским языком обучения»
Одной из причин, по которым дети неохотно учатся, является отсут-ствие мотивации. Развивать учебную мотивацию нужно начинать с первых дней обучения образовательным дисциплинам. Учитель должен выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы передача знаний и умений сопро-вождалась формированием и укреплением мотивационной сферы учащихся. При построении процесса обучения каждый учитель задается вопросом: от-чего одним интересно учиться, а другим – нет? Почему одни активно рабо-тают на уроке, а другие – нет? Почему одни хотят учиться, а другие – нет? Почему ребенок может учиться, но безынициативен и ко всему относится спустя рукава? Ответ очевиден, потому что одни мотивированы, а другие нет. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная. Если про-цесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а неметодично, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в учении и актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Для того чтобы найти эффективные педагогические средства обучения, а у учащихся желания учиться, интереса к знаниям, необходимо предвари-тельно уяснить, что собой представляют мотивы, мотивационная сфера, ка-ковы закономерности ее развития. Почему именно мотивационная сфера? А как же сфера интеллектуальная? Все дело в том, что в основе нашей деятель-ности и поведения лежат не только мышление, но и потребности и мотивы.
Успех любой познавательной деятельности в значительной степени за-висит от её мотивации. Что же такое мотивация? Это активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Образова-тельная мотивация, как определяют её психологи - это система факторов, обуславливающих учебную деятельность и поведение учащихся [2].
В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для со-здания внешней мотивации педагог располагает целым рядом средств обуче-ния, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирова-ние же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.
Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:
-Мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности).
-Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе дея-тельности).
-Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки).
-Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя) [3].
Формирование мотивов учения - это создание на уроке условий для появления внутренних побуждений к учению, создание их учащимся и даль-нейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог при этом стимулирует развитие мотивационной сферы учащихся системой продуктив-ных приёмов.
Но формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёр-тывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и раз-вивались с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внут-ренних устремлений самого ученика[1].
В связи с этим меняются требования к современному уроку. Знание те-перь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. Особенно актуально это становится при переходе на дистанционное обучение. Обратимся к документу.
ФГОС ООО Раздел I Общие положения п.5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образова-нию;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [4];
Действительно ли деятельностный подход, в отличие от традиционного спо-собствует развитию стойкой мотивации к учению. Для этого сравним типы уроков при традиционном и деятельностном подходе таблица 1.
Таким образом, деятельностный подход не дает знания в готовом виде, а приглашает учащихся самим поучавствовать в поиске необходимой ин-формации на уроке.
Каковы же этапы урока, обеспечивающие более глубокое погружение в материал, способствующие его творческому осмыслению и повышающие мо-тивацию к учению. Сравним этапы урока при двух подходах к обучению: традиционого и деятельностного (тип урока «открытия» нового знания) таб-лица 2
Таким образом, урок открытия новых знаний обеспечивают более глу-бокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Для учащихся открывается широкая гамма всевозможных знаний, а также они могут получить знания различного уров-ня сложности и гораздо большего объема, чем при традиционном подходе к обучению.
Рассмотрим подробнее: как построить урок открытия нового знания по биологии и какие приемы целесообразно использовать.
Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов [5].
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутрен-нее собрался, подготовился и нацелился на получение новой информации. Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:
• «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
• «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
• «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Приемы для этапа мотивации: Нестандартный вход в урок: рифмо-ванное начало урока, эпиграф к уроку, цитирование высказываний извест-ных людей, пословиц или поговорок, загадок, начало урока с элементами те-атрализации, эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг); * Прием "Фантастическая добавка";*Отсроченная догадка*; *Необьявленная те-ма;*Удивляй. Подробное описание приемов представлено на сайте [1].
Приведем примеры приемов, используемых на уроке биологии 8-й класс, по теме слуховой анализатор.
Например, нестандартный вход в урок: Музыка. Людовик ванн Бетхо-вен написал Лунную сонату. Какое отношение он имеет к теме анализаторы?
Закройте плотно уши чем-либо и приложите к темени часы. Услыши-те ли вы тиканье? Если да, то, как вы объясните, почему вы слышите при этих условиях?(Бетховен, когда стал терять слух, брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к деке рояля и так мог слушать музыку)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этого этапа заключается в том, чтобы каждый уче-ник внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений, а пробное действие позволит каждому осознать свои, индивидуальные затруд-нения.
Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли: вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме; активизирова-ли мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового зна-ния: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение; при по-пытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Приемы для этапа актуализации:*Видеосюжет;*Прием "Лови ошибку"; *Проблемный вопрос или проблемная ситуация; *Интеллектуальная размин-ка; *Мозговой штурм; *Прием "Почини цепочку"; *Слепой текст.
Например, учитель задает вопрос или показывает видеосюжет из сказки. Проблемный вопрос :Зачем человеку ушная раковина? Каждому с детства знаком диалог из старой сказки «Красная шапочка», которую написал Шарль Перро:– Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
– Это чтобы лучше тебя слышать, дитя моё!» Прав ли волк из сказки
3. Этап выявления места и причины затруднений
Цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для ре-шения пробного задания.
Работа на данном этапе строится следующим образом:
• Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, про-говаривают вслух: что и как они делали.
• В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в ре-шении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
• Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хва-тает — это причина затруднений.
Приемы: *Мозговой штурм; * Подводящий диалог; * Домысливание; *Кластер; *Составление алгоритма.
Например, детям предлагается поработать в паре. Алгоритм:
-свернуть лист один в трубку другой воронкой скажите, что нибудь прият-ное друг другу, а теперь поменяйтесь. Как лучше слышно?
-вставьте в уши резиновые трубки разной длины, а свободные их концы при-ложите к корпусу часов. Через какую трубку звук будет доходить скорее? Почему мы поворачиваем голову, чтобы лучше определить, откуда идет звук?
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор спосо-ба разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Работа строится так:
1. Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают пред-положения, какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
2. На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
3. Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
4. Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая те-ма: уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
Приемы: *Деловые игры; *Пресс-конференция; *Эксперимент; *Проблемный ряд; *Подводящий диалог.
Например, провести эксперимент. Воздействия шума на остроту слуха За-дание в группы:
1.К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, при-ближают часы. Фиксируют растояние, на котором тикание часов он услы-шал. 2.Аналогичный опыт проводят с левым ухом. (норма 10-15 см.)
3.После прослушивания громкой музыки в течение 5 мин., затем опыт по-вторить.4.Сравнить результаты работы и объяснить их. Сделать вывод
5. Реализация построенного проекта. Цель этого этапа: ученики сами со-здают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то за-труднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подоб-ного типа.
Приемы: *Вопросы к тексту; *Доклад; *Лови ошибку; *Пресс-конференция; *Проблемный диалог; *Деловые игры; *Проблемный поиск.
Например, учащимся по рядам раздается пакет документов: текст, пазлы, ватман и клей. Они, работая с текстом, составляют проект для пред-ставления полученной информации другим командам (рядам).
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объяс-няют и аргументируют свои действия.
Приемы: *Комментирование чтение; *Вопросы к тексту; *Лови ошиб-ку; *Отсроченная догадка; *Пресс-конференция; *Презентация; *Прием "Снежный ком";*Рассказ-эстафета; *Аукцион; *Таблица "? +!".
Например, Зачем человеку двустороннее расположенные уши. Извест-но, что у всех животных уши расположены с двух сторон. Закройте ладо-шкой левое …вы меня слышите, а теперь правое…слышите. А теперь прове-дем опыт: Двое приглашаются. У одного в одном ухе бируши его раскручи-вают, затем звонят в колокольчик. И просят определить, откуда идет звук.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Приемы: *Щадящий опрос, *Деловые игры; *Прием "Да-нет",*Найди соответствие; *Творческие тесты; *Работа на компьютерах; *Мини-проекты или мини-исследования; *Блиц-контрольные.
Например, учащиеся делятся на 4 группы:
1. Математики. Скажите у кого из млекопитающих самые большие уши.
Рассчитать у какого животного большие уши. Если известно:
Слон-длина тела 6 м, длина ушей 2м, Тушканчик-длина тела 9 см, длина ушей 5см, Заяц русак – длина тела 68 см, длина ушей 10 см
2. Географы. Где встречаются самые большеухие животные,
3. Физики. Объясните с точки зрения термодинамики, почему у северных со-родичей выступающие части тела короче чем у южных.
4. Литераторы. Придумать мнемоническое правило для запоминания у кого уши больше африканского слона или индийского (подсказка: использовать картинку с материком африка и полуостровом индостан)
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Цель этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
Приемы: *Кластер, *"Найди ошибку";*"Верю-не ве-рю";*Тестирование, *Различные виды опросов; *Составление кроссворда; *Контрольная работа или диктант; *Восстанови текст.
8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее за-дание[6]. Два варианта:1. уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности; 2.ученики сами могут сформулировать до-машнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследова-тельское), уточнить способы решения заданий.
Например, домашнее задание ученики выбирают по уровеню сложности са-ми: Оформить памятку «Как нужно беречь слух» в тетради; Подобрать интересные сведения об органе слуха
9. Этап рефлексии. Ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Приемы: *Таблица "+ - ?"; *Свободный микрофон; *Лестница успеха; *Синквейн; Прием "Шкатулка".
Например, свободный микрофон. А вы знаете, что сегодня на занятие я…Больше всего мне понравилось…Самым сложным для меня на занятие се-годня было….Сегодня я понял…
Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель способству-ет развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология. Используемые методы, формы и приемы обучения позво-ляют создавать условия для формирование ответственного отношения к уче-нию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразо-ванию на основе мотивации к обучению и познанию.
?
Список литературы:
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2002. - С.41-42.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, Издательство: Питер, 2011.- 512 с.
3. Маркова Л.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: Просвещение,1986.- 96 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основно-го общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
5. Конструктор урока https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi
6. https://pedsovet.su/index/8-258146