Школьное образование в условиях пандемии: возможности цифровых технологий

Галимзянова Э.Н.
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №179 – центр образования» г.Казани


Охват обучающихся нашей гимназии составляет 1908 человек, поэтому для нас очень серьезно прозвучал вызов организации дистанционного обучения. Модель администрирования дистанционного обучения оказалась сложнее традиционной, важно было учесть в ней техническую готовность всех участников образовательного процесса, перестроить подходы в распи-сании, с учетом санитарных норм и режима дня, охватить воспитательную работу, оказать психологическую поддержку, не забыть о педагогах и их сложностях в работе. Кадровый вопрос стал ключевым в организации ди-станционного обучения, так как очень многое зависит того, как сработает именно учитель. Период продление каникул до объявления самоизоляции помог нам несколько раз собрать педагогический коллектив вместе и по рабочим группам, с целью определения методической стратегии обучения, с целью проведения мастер классов и вебинаров по работе с различными платформами. По результатам каждый учитель смог определиться в своих предпочтениях и сформировать свою методическую траекторию на основе той или иной образовательной платформы. Самыми популярными из них оказались Учи.ру, РЭШ, «Открытая школа», Решу ОГЭ, Решу ВПР, Skyes, Zoom, Skype. . Для педагогического коллектива были оборудованы шесть кабинетов по оказанию помощи в проведении онлайн уроков.

Одной из основных задач для нас было избежать того, чтобы процесс образования стал только самообразованием. Исходя из количества часов в учебном плане, расписание составлено так, чтобы каждый урок был охвачен от 1 до 3 раз в неделю. Особый акцент на основных предметах, таких как русский язык и математика. Использование дистанционных образовательных технологий – это новые возможности коммуникации, новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья, удаленности от центра обучения и т.д. Важным для нас стал вопрос защиты персональных данных, наши IT специалисты отслеживают конфиденциальность, сторонние подключения. В каждом заявлении на прием ребенка в школу есть пункт о согласии на разрешение производить фото и видеосъемку.

В администрирование процесса дистанционного обучения мы внедрили использование Гугл форм опроса. С помощью Гугл форм мы достаточно оперативно изучили вопрос технической готовности гимназии к дистанционному обучению по наличию оборудования и наличию интернета, мобильно-го интернета у коллектива ребят и педагогов. Гугл формы помогают опера-тивно проводить опросы педагогического коллектива, коллектива обучаю-щихся и родителей, а также дают возможность визуализировать внешний и внутренний контроль, автоматически получая сводные таблицы и графики Гугл форм.

При всей вариативности организации учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса, основным стал следующий формат – учитель передает знания посредством онлайн зум урока, домашнее задание фиксирует в системе электронного образования Edu.tatar, обратную связь получает на электронную почту или автоматизирует проверку домашних за-даний на выбранной им платформе. Роль родителя хоть и возрастает при дистанционном обучении, особенно в начальной школе, но тем не менее она все-таки больше носит контролирующий и организационный характер в технических вопросах. Связь с родителями в основном аккумулируется в мессенджерах и электронной почте. Важную роль в сложный период играет сохранение и даже увеличение роли воспитательной работы. В основном это возлагается на плечи классных руководителей и, можно сказать, что в данной нестандартной ситуации классный руководитель действительно становится прямым руководителем, так как дети впервые в своей жизни оказались в сложных, незнакомых для них условиях существования. Это все приходит-ся систематизировать, объяснять ребятам и родителям, где-то успокаивать, отвлекать и даже развлекать, а также быть связующим звеном со всеми учи-телями предметниками. Воспитательный блок нашей гимназии в ежедневном режиме взаимодействует с ребятами, организовывает различные конкурсы, челленджи, мастер классы, игры, тематические классные часы, виртуальные экскурсии. Несмотря на то, что воспитание ведется в режиме «удаленки» мы обязаны сохранить традиции нашей гимназии и традиции нашей страны, по-этому в честь Дня космонавтики и Дня победы были проведены ряд меро-приятий. Используя возможности Инстаграм, каждое утро ребят и взрослых начинается прямым эфиром с утренней зарядкой от учителей физкультуры.

Налажена работа социально-психологической службы. На сайте гимназии выложены рекомендации по работе с детьми и родителя, чтобы помочь преодолеть сложности в семье, возникающие в период самоизоляции.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение:

1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;

2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мульти-медийных технологий;

3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Учителя методического объединения иностранных языков провели методический семинар для педагогов республики Татарстан, где поделились своими наработками и яркими идеями в обучении иноязычной коммуника-ции.

Преимущества дистанционного обучения и телекоммуникаций позволяет:

- решить проблему интерактивного общения при взаимодействии учителя и учащихся, учителя и учебной группы, отдельного учащегося и учеб-ной группы;

- обеспечить постоянный контроль за степенью усвоения учебного материала;

-обеспечить учащихся учебными материалами и учебной информацией, хранящимися на разнообразных информационных серверах и в базах дан-ных

телекоммуникационных сетей;

- развить у учащихся мастерство самостоятельного обучения, персональной «информационной навигации»;

- обеспечить вариативное обучение учащихся с помощью смоделированного материала курса по предмету;

- обеспечить гибкое обучение с возможностью индивидуально построенного курса по предмету;

- обучение детей с особыми образовательными потребностями, а также часто болеющих детей;

- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

- оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;

- оказание помощи по углубленному/профильному изучению интересующих учащихся предметов.

Недостатки дистанционного обучения:

- Дистанционное образование требует максимального участия родите-лей. Если родители работают полный рабочий день всю неделю, у них про-сто не будет возможности контролировать обучение и помогать ребенку в освоении новых знаний. Все эти проблемы решаемы, как только будет отлажена система дистанционного обучения, результаты будут очевидны.

- Недостаток коллективного живого общения.

- Создание налаженной системы организации учебной сознательности учащегося.

- Учителю, в отличии от очных форм обучения необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и психологические особен-ности своих учеников.

- Недостаток практических занятий (химия, физика).

- Разработка и проведение дистанционного модуля требует больших временных затрат и усилий.

- Зависимость качества занятий от качества Интернета.

- Культура коммуникации в сетях.

- Затруднена психологическая адаптация восприятия учебного матери-ала в различных возрастных группах.

- Программы учебных дисциплин не адаптированы под дистанционное обучение и не всегда логично соотносятся с электронными платформами.

В качестве дополнительного инструмента по автоматизации проверки домашнего задания можно предложить использование ресурса www.liveworksheets.com Это конструктор интерактивных рабочих листов. Достоинство данного конструктора в том, что он максимально приближен к видению печатного рабочего листа. Сделав фото с учебника или рабочей тетради, система автоматически превращает ее в интерактивную, формирует ссылку. Открыв ссылку можно прямо в смартфоне отметить верные ответы и сразу увидеть оценку за свою работу, результаты генерируются на почте учителя, не засоряя почту, а формируя одно письмо в сутки со всеми ответа-ми, которые пришли в этот день.

Наша гимназия является ассоциированной школой ЮНЕСКО, соответ-ственно мы можем поделиться с вами теми инструментами и ресурсами, которые предлагают эксперты ЮНЕСКО для мирового сообщества с целью повышения качества дистанционного образования.

https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/solutions

https://en.unesco.org/covid19/educationresponse/nationalresponses

https://framerspace.com/

Интернет-источники

1. www.liveworksheets.com

2. https://iite.unesco.org/ru/news/covid19-po-pravde-govorya/


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика