Элементы геймификации на уроках химии как способ повышения интереса к предмету

Бухарова Анжелика Вячеславовна,
учитель химии высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г.Казани


Элементы геймификации на уроках химии как способ повышения интереса к предмету

Бухарова Анжелика Вячеславовна, учитель химии высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г.Казани

Химия один из интереснейших и вместе с тем сложнейших предметов школьной программы. Учащиеся среднего звена с нетерпением ждут того момента, когда приступят к занятиям в кабинете химии. Однако уже через месяц их энтузиазм гаснет под напором необходимости не просто учить отельные факты, но и учиться, поскольку сокращение объема материала в учебнике никак не совпадает с объемом материала на уроке. Как не потерять интерес детей и вместе с тем стимулировать их к процессу изучения предмета? Ответ на этот вечный для всех учителей вопрос я нашла в геймификации, применении игровых технологий.

В последнее время молодежь увлечена различными квестами, квизами (quiz), викторинами, игрой «Что? Где? Когда?» и т.п. Учитывая пожелание детей, я постаралась разработать интересные задания.

В игре может принимать неограниченное количество участников, поскольку формируются команды по 4-6 человек. Удобно, если в команде 4 человека, тогда не меняя локации, ребята могут просто развернуться к другой парте. Такой вид работы удобен в первую очередь учителю, поскольку если он не работал в этих классах раньше, он может со стороны наблюдать за учащимися и сложить свое мнение, как об отдельном ученике, так и коллективе класса в целом. В начале года ребята выбирают название своей команды, которое тоже может быть весьма показательным (например, у меня были «Дети Менделеева», «Молекулы», «Юные химики», «Грибочки»). Как правило, игровым элементом можно начать урок, однако учитывая содержания заданий, он может быть использован на любом этапе, даже при изучении нового материала, особенно связанного с поиском информации. Работает вся команда, ответ дается в письменном виде на специальных бланках, но можно и просто на листочках.

После каждой игры баллы заносятся в сводную турнирную таблицу, доступную для просмотра. В конце месяца ученикам команды, набравшей большее количество баллов, в журнал ставится «5», что дополнительно стимулирует их.

Начальный процесс изучения химии связан со знакомством техники безопасности, оборудования химической лаборатории, методами познания.

Задание «33 буквы»

Ученики получают накануне домашнее задание – в учебнике, в сети Интернет найти как можно больше видов химической посуды и предметов химической лаборатории, постараться запомнить названия, а также имена ученых, которые их придумали. Во время игрового блока ученикам демонстрируется презентация, где на каждом слайде проецируется изображение предмета и буква русского алфавита, которая немного подсказывает ответ. Буква может находиться в середине слова, в начале или в конце. Ответом является слово целиком.

Пример:

Буква Б находится в середине – ответ пробирки Буква Ж находится в конце – ответ аллонж

На каждую букву 15 секунд, время показывает таймер в правом углу. После сдачи ответов демонстрируются слайды с правильными ответами. За правильное название 0,3 балла.

Задание «Да-Нет-ки»

Проверить усвоение правил техники безопасности в кабинете химии можно, используя готовые утверждения, читая которые ученики отвечают «да» или «нет». Разумеется, в тексте кроются подвохи, рассчитанные на то, что ребята внимательно должны прочитать. Этот нехитрый вид задания формирует среди прочего и навыки смыслового чтения. За правильный ответ 0,5 балла.

Пример:

• Категорически запрещается пробовать на вкус вещества и нюхать их в кабинете химии. (Нет – пробовать вещества нельзя, а вот нюхать можно, но с осторожностью)

• Школьникам запрещено проводить любые опыты. (Нет – ключевое слово «любые»)

• Ученики с длинными волосами должны защищать их от случайного попадания реактивов или соприкосновения с открытым пламенем. (Да)

• Во время лабораторной или практической работы ученикам нельзя не санкционировано менять свои рабочие места или брать неразрешенные учителем вещества или оборудование. (Да – ключевое слово «не санкционировано»)

Задание «Графика»

Одно из самых сложных (для начала) видов заданий. Учеников ожидают графические ребусы, запечатанные в конверты. Конверты вскрываются по команде учителя. Графические задания загаданы различными способами: ассоциации, клише, известные факты, песни, фильмы, выражения и афоризмы, классические ребусы и др. Картинки объединены одной темой, которая наводит на правильный ответ. За каждую правильно угаданную картинку команда получает 1 балл.

Пример – тема «Химические элементы»:

Подсказка – знак скрипичного ключа и нот – отсылка к словам песни. Значки иконок читаются детьми легко - «Лучшие друзья девушек - это бриллианты». Аллотропная модификация элемента – углерод.

Перебирая местоимения в русском языке (заодно повторяют эту часть речи), сочетая с зачеркиванием, означающим «не» или «нет» дети приходят к выводу – неон.

Знак весов в состоянии равновесия указывает, что два записанных вещества равны по массе, в одной из формул отсутствует элемент. Если посчитать разницу, то она получится равной 24, что соответствует массе элемента – магний.

Загаданный таким образом элемент целесообразно давать перед изучением темы «Относительная молекулярная масса». Догадка учеников поможет лучше усвоить материал.

Даны три параметра масса, площадь и радиус с весьма большими значениями. Этими параметрами может обладать круглое физическое тело, очень крупное – планета. Остается вспомнить, какие из элементов названы именами планет. Ответ – уран.

Это более сложный вариант, для учащихся старших классов. Он позволяет абстрагироваться от химии, хотя ответом является химический элемент. Если правильно «увидеть», то буквы здесь расположены в определенном месте. Что могут обозначать буквы? Цвета. Потом представить именно цветовую комбинацию. Они, кстати, видят ее каждый день. Это логотип браузера – Googl Chrom. И ответ хром.

Несмотря на сложность заданий, одно остается самым любимым у учеников, поэтому они с удовольствием выполняют мини-проекты по составлению таких ребусов.

Пример:

Египетский бог – Ра, река, впадающая в Азовское море – Дон. Ответ –Радон.

Такой способ загадки аналогичен классическим шарадам.

Задания «Шарады»

1. Полевой, степной или лесной пожар + Шахматная фигура, занимающая в начале игры угловые поля (a1, h1 или a8, h8) = Элемент, изгоняющий вредные химические вещества и находящийся в каталитических конвертерах автомобилей.

Ответ: Пал + Ладья = Палладий (Pd)

2. Аббревиатура термина «Локальная сеть» (на английском языке) + Кисломолочный напиток, приготовленный на основе мацони, разведенного водой, с добавлением соли и ароматных трав = Первый из редкоземельных элементов, используется в световых шоу.

Ответ: LAN (Local Area Network) + Тан = Лантан (La)

3. Старославянская форма слова «город» без буквы «р» + Воображаемая черта, соединяющая две точки или являющаяся границей пересечения двух поверхностей = Сплав этого элемента можно найти в данных компакт-дисков.

Ответ: Град + Линия = Гадолиний (Gd)

4. Бог войны у славян + Энергия, или природная сила, наполняющая Вселенную, согласно китайским верованиям = Изначально элемент должен был назван в честь созвездия Кассиопея.

Ответ: Лют + Ци = Лютеций (Lu)

Задание «50/50»

При изучении темы «Свойства веществ» ученикам будет интереснее, если они не просто найдут и перечислят физические свойства таких знакомых веществ, как поваренная соль и сахар, а смогут соперничать друг с другом.

Командам предлагаются вопросы-утверждения в напечатанном виде. Необходимо определить, какие из них соответствуют соли, а какие сахару. Ответами являются слова «соль» и «сахар». За правильный ответ 0,5 балла.

1. В русской культуре – атрибут обряда гостеприимства, обладающий свойствами оберега. (соль)

2. Входит в состав плазмы крови человека. (соль)

3. Входит в состав сока тростника. (сахар)

4. Основной компонент природного минерала галита. (соль)

5. По количественному составу относится к бинарным соединениям. (соль)

6. Содержит в составе углерод. (сахар)

7. Классифицируется как органическое вещество из класса углеводов. (сахар)

8. Тугоплавкое твердое бесцветное кристаллическое вещество. (соль)

9. Имеет низкую температуру плавления. (сахар)

10. Водные растворы высокой концентрации называются рассолами. (соль)

11. Водный раствор высокой концентрации называется сиропом. (сахар)

12. Предотвращает развитие гнилостных бактерий. (соль)

13. Обугливается при нагревании. (сахар)

14. Раствор проводит электрический ток. (соль)

Задание «Тематическая головоломка»

Учащихся ожидают устные вопросы на одну тему, вопросы зачитываются и проецируются. После прочтения каждого вопроса есть одна минута, чтобы записать ответ в бланк. Тема задания является подсказкой или наводит на ответ. После прочтения всех вопросов дается дополнительная минута на обсуждение и запись ответов в бланки. За каждый правильный ответ – 1 балл. Задания этого типа аналогичны вопросам известной теле-игры «Что? Где? Когда?». Удобно, что есть архив вопросов ЧГК - коллекция интернет-клуба Знатоков - https://db.chgk.info. Здесь просто можно задать слово и выбрать подходящий для ученического возраста вопрос.

Пример: Тема - «Золото». Вопросы и ответы связаны с золотом. Это задание хорошо реализует навыки смыслового чтения.

• Первое появление сказания об этом городе связано с открытием Америки. В фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» конец фильма происходит в нем же. Сегодня крупная сеть магазинов носит его имя. В переносном смысле это место, где можно быстро обогатиться. Назовите его. (Эльдорадо)

• Однолетнее или многолетнее травянистое растение, Возделывается как овощная культура. Название происходит от фр. — «золотое яблоко». Плоды — сочные многогнёздные ягоды различной формы (от плоско-округлой до цилиндрической; могут быть мелкими (масса до 50 г), средними (51-100 г) и крупными (свыше 100 г, иногда до 800 г и более). Окраска плодов от бледно-розовой до ярко-красной и малиновой, от белой, светло-зелёной, светло-жёлтой до золотисто-жёлтой. Назовите это растение. (Помидор)

• Это заболевание началось в середине XIX века и продолжает распространяться в разных точках земного шара до сих пор. Основными периодами вспышки заболевания считаются калифорнийская, австралийская, южноафриканская, клондайкская и аляскинская. Основные симптомы: лихорадочный блеск в глазах, стремление к смене места жительства, отказ от привычек и привязанностей. Назовите это заболевание двумя словами. (Золотая лихорадка)

• 8 городов и все «на вес золота». Назовите этот маршрут двумя словами. (Золотое кольцо)

• В течение XIX — первой половины XX веков искусствоведы вели жаркие споры: действительно ли Рембрандт изобразил Данаю, или это иной персонаж — например, Вирсавия, ожидающая царя Давида, или Венера, встречающая Марса? Спор разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Под верхним слоем краски обнаружился более ранний вариант картины, на котором был он. В химии так называется качественная реакция на йодид-ионы. Назовите его двумя словами. (Золотой дождь)

Дополнительный балл за уравнение реакции.

Задание «Слово в слове» или «Три буквы»

Используя базу ЧГК, можно брать любой вопрос, но объединить ответы, не привязывая их к теме, а объединяя их по наличию в них одинаковых букв, находящихся в разном месте слова.

Пример: выбираем слово «лот», далее подбираем слова, в которых есть это сочетание – кислота, позолота, золото, плотность, аллотропия и т.д. Следующий шаг – задать слово в базе и выбрать из множества вариантов подходящий.

Задание «Перевертыш»

Определения, правила, законы учить необходимо, но скучно. Разнообразить процесс и внести оживление можно такими заданиями.

За основу берется определение или правило, в нем слова заменяются или только на синонимы или на антонимы. Ученики должны расшифровать их.

Примеры:

Соли - сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.

Многосоставная несладкая субстанция, включающая в себя представителей большинства циклической таблицы и «обезглавленную» едкую жидкость.

Оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления «-2».

Непростая материя, образующаяся при слиянии двух компонентов: «рождающего окислы», полностью восстановленного, а также металла или неметалла.

Данный вид работы хорошо подходит в качестве домашнего задания. Ученики могут самостоятельно поработать со словарем синонимов библиотеке, либо воспользоваться приложением https://sinonim.org.

Каждый учитель знает, как много времени отнимает планирование уроков. Непросто учесть особенности каждого ученика, сделать занятие интересным и информативным одновременно, адаптировать школьные знания для реальной жизни. За короткий промежуток времени, который длится урок, учителю необходимо сформировать так называемые «жесткие навыки» Hard skills, которые можно легко выявить и измерить, сравнить с такими же навыками других учеников. К примеру, это можно сделать с помощью устного опроса, решения задач или тестовых заданий; зафиксировать количество времени, затраченное на задание, верность решения, качественные показатели результата.

В противовес им существуют soft skills или «мягкие навыки». К ним относят ответственность, коммуникабельность, умение быстро принимать решения, креативность, стрессоустойчивость, обучаемость и умение обучать других, критическое мышление, управление временем и так далее. Часть этих навыков заложены в самом характере человека или воспитаны родителями – например, терпение. Другие же приходят с опытом. Soft skills – объемная часть личностного багажа, от которой во многом зависит успешность человека. И в этом плане использование элементов игры на уроке, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит для этой цели. Первое преимущество - игра в команде, в которой нет первых и последних, а есть личности со своими особенными качествами. Только используя сильные стороны всех членов команды можно добиться лучшего результата. Второе – коммуникация между игроками, умение слушать друг друга, спорить друг с другом, отстаивать свое мнение – навык, необходимый в любой профессии. Третье – соперничество с другими командами позволяет придумывать и выстраивать свою стратегию, ведущую к победе.

«Мягкие навыки» не зависят от количества прочитанных учебников, они формируются только через постоянную практику.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика