Преемственность обучения - одно из важных условий успешного препо-давания химии

Барскова Т.С.,
учитель химии и биологии МБОУ «СОШ №38»
Ново-Савиновского района г. Казани
От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы по-знания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский


Химия - одна из интереснейших и красивейших наук современности. Однако по ряду причин в последние годы возникла необходимость повышения не только мотивации, но и эффективности преемственности ее изучения. Под преемственностью изучения химии понимается процесс осуществления согласованных действий по передаче системы химических знаний, осознанных качеств и формированию готовности обучающихся на саморазвитие в течение всей жизни.

Преемственность между различными звеньями школы, между классной и внеурочной деятельностью является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания химии. Она находится в соответствии с общедидактическим требованием об обеспечении в процессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от легкого к трудному, о необходимости учитывать логику предмета.

Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Касаясь механизма обеспечения преемственности между ступенями общеобразовательной школы, следует отметить важное значение итоговой аттестации и объективности контроля качества подготовки выпускников по завершению каждого этапа образования.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

Преемственность методов и приемов образовательной деятельности:

? По подходу к ребенку – личностно-ориентированная технология.

Создает условия, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной, творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий про-стор индивидуальности личности и ее саморазвитию

? По способу организации деятельности – сотрудничество «учитель-ученики-ученики»; поисковая деятельность при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением

? По преобладающему методу – доминируют активные, проблемно-поисковые, эвристические практические методы

? Методы стимулирования мотивации деятельности: воспитывающие ситуации; сюрпризный момент; воображаемые ситуации; поощрение, благодарность, доверие, похвала; упражнения.

? Метод повышения познавательной активности: проблемные ситуации, беседы с элементами дискуссии, метод вопросов проблемного характера, прогнозирование, экспериментирование, решение логических и практических задач

? Проблемные ситуации, исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, многоаспектные задания на уроках: на репродуктивном, логическом, проблемном, творческом. Главное – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование много-образия методов.

Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выво-ды, ведь учащиеся – соавторы урока. Преподаватель только организует по-исковую деятельность учащегося. Например, при изучении темы «Глюкоза» в 10 классе, учащиеся вспоминают, что такое эксперимент. Эксперимент предполагает выдвижение гипотезы, затем ее проверку с помощью опыта и, наконец, вывод, подтверждающий или опровергающий данную гипотезу.

Учащимся необходимо изучить природу неизвестного вещества на основании проведенного эксперимента, вспомнить ряд теоретических вопросов, самостоятельно проверив неизвестное вещество на наличие изученных функциональных групп. Результаты наблюдений занести в таблицу и сделать выводы. Чтобы узнать формулу неизвестного исследуемого вещества реша-ют задачу, зная его качественный состав. Определив формулу глюкозы и ее химические свойства, учащиеся пробуют составить его структурную форму-лу. В качестве закрепления учащимся предлагается доказать наличие глюкозы в банане, яблоке, изюме. Однако, проблемную ситуацию на этом уроке можно создать с помощью эксперимента, представленного видеоклипом. Причем, если данная презентация будет подготовлена учащимися, то ауди-тория с большей эффективностью будет воспринимать учебный материал.

Использование возможностей мультимедиа позволяют сократить время на проведение эксперимента, повысить мотивацию учащихся, повысит их заинтересованность в изучении предмета.

Рассмотрим преемственность изучения химии с использованием мультимедиа-технологий на примере знакомства с дисперсными системами. Для этого в простой наглядной форме представляется материал, демонстрирую-щий то, что человек живет в окружении дисперсных систем (атмосфера, поч-ва, продукты питания), которые изучает химия.

Таким образом, обучение химии с использование различных методов обучения, с использованием достижений информационных технологий позволяет придать процессу образования новую направленность, иллюстрируя связь химии с жизнью людей.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика