Использование социальных сервисов Web 2.0 в обучении ино-странным языкам в образовательном пространстве школы

О. А. Геркина,
учитель английского языка;
Д.Ш.Садетдинов,
директор школы
С.С. Семкичева,
учитель английского языка,
МБОУ «Школа № 49» г.Казань


Summary. The article is devoted to the problem of improving the effec-tiveness of teaching a foreign language based on Web 2.0 technology services. The authors pay great attention to the technology of «Blog». The results of the authors' experience are presented, which confirm that the social services of Web 2.0 contribute to the intensification of the educational process.

Keywords: Web 2.0 technology services, technology of «Blog», social ser-vices, competence, educational process, foreign language, student.

Глобальное внедрение все возрастающего потенциала информацион-ных технологий во все сферы жизнедеятельности человека обусловило акту-альную необходимость усовершенствования образовательного процесса по-средством целенаправленного и адекватного включения сервисов технологий Web 2.0 в процесс обучения, в частности, иностранным языкам.

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что использо-вание Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранным языкам позво-лило существенным образом не только расширить возможности работы с аутентичными текстами в различных видах речевой деятельности, но и повы-сить эффективность иноязычного образования в ракурсе создания условий языковой среды, максимально приближенной к естественной.

Овладение межкультурной коммуникативной компетентностью осу-ществляется в рамках практико-ориентированного подхода, способствующе-го моделированию вариативных ситуаций общения. Технологии Web 2.0 яв-ляются Интернет-ресурсами второго поколения, обеспечивающими возмож-ность продуктивной совместной работы в сети, обмена информацией на базе специальных web-сервисов, способствующими социализации личности, раз-витию интеллектуальных и коммуникативных способностей, самоидентифи-кации, а также непрерывному повышению уровня образованности обучаю-щихся [2,3].

Проведенный анализ научной литературы позволил выделить следую-щие основные характеристики технологий Web 2.0: 1) креативность; 2) до-ступность и открытость; 3) социальная ориентированность; 4) децентрализо-ванность; 5) стандартизированность; 6) модульность; 7) наличие персонали-стического контроля; 8) личностная идентичность. Выделенные характери-стики способствуют повышению мотивации обучающихся к процессу изуче-ния иностранного языка и усилению их личностной ориентации, предостав-ляя возможности к активизации зрительной и слуховой памяти, актуализации сосредоточенности, стимуляции активности, формированию и развитию са-мостоятельности, повышению уровня овладения учебным материалом в ос-новных видах речевой деятельности, проектирования атмосферы иноязыч-ного общения, интерактивности, обеспечения высокого качества подачи языкового материала; аутентичности; реализации контроля и самоконтроля.

Несомненным преимуществом применения данных технологий на уро-ках иностранного языка является расширение пространства иноязычного межкультурного интерактивного взаимодействия между участниками в рам-ках коммуникации на базе Web-сервисов; собственных блогов, а также ре-цензий на другие работы (Blog, Wiki); в составлении рейтинга, создании и хранении ссылок на web-сервисы (Bobrdobr); опубликовании фото, создании фотоколлажей (Flickr), видео (You-Tube, Videoblog), доступа к книгам, учеб-ным материалам (Scribd); обмена сообщениями (Messendger, Scype).

Доминирование в данных технологиях коммуникативного аспекта спо-собствует организации различных видов дискуссий на иностранном языке с участием зарубежных обучающихся, что, в свою очередь, определяет меж-культурный вектор взаимодействия, основанный на приобщении как к куль-туре страны изучаемого языка, расширении знаний о жизни и традициях в других станах, так и углублении патриотического самосознания.

Одним из видов технологий Web 2.0, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, является технология «Blog», обеспечивающая вход в Интернет на основе создания каждым человеком своей коллекции за-писей [1]. Кроме того, некоторые исследователи считают данную технологию вариантом создания личного образовательного пространства [4].

Анализ и систематизация особенностей блога позволили выделить сле-дующие его ключевые характеристики:

- обратная очерёдность появления записей – новые заметки отобража-ются вверху страницы. К тому же на странице могут отображаться лишь но-вейшие заметки, а давно опубликованные мысли храниться в архиве;

- перемешивание – это опция соединение блогов от разных пользовате-лей на одной странице;

- возможность оставления комментариев, вопросов, возникающих в процессе чтения информации блога;

- автор блога – это один пользователь, высказывающий свои мысли, интересную для него информацию, однако он может передать право на веде-ние профиля другому человеку или нескольким лицам;

- постоянные ссылки – возможность отослать адрес каждой новой запи-си блога другим лицам, разместить её в виде ссылки на другом интернет-ресурсе;

- простота создания обеспечивает доступность и начинающим пользо-вателям.

Проведенный анализ практических разработок учителей и личностный опыт авторов статьи позволили определить, что именно простота в органи-зации блога и реализация широкого потенциала его возможностей мотиви-рует и преподавателей, и обучающихся на его использование в процессе обучения иностранному языку, что способствует реализации следующих функций:

1. Самопрезентация. Начать публиковать свои идеи и мысли доста-точно просто, блог не относится к сложным по структуре создания сервисам. Поэтому множество пользователей используют именно блог для самопрезен-тации. Автор может также выкладывать собственные творческие произведе-ния, поэмы, фотографии – для этого существует отдельный класс блогов. К тому же пользователи могут публиковать в сервисе информацию о поиске работы или предложении собственных услуг, например, о возможности стать репетитором по английскому языку.

2. Саморазвитие или рефлексия. Благодаря тому, что блоги можно архивировать, автор способен произвести сравнительный анализ собствен-ных работ спустя какой-то период времени. Более того, пользователи не обя-заны указать свои настоящие имена, а такого рода анонимность позволяет высказывать мысли, структурируя их грамотнее и логичнее.

3. Функция мемуаров. В связи с тем, что блог напоминает обычный личный дневник, пользователи создают заметки, которые помогают сохра-нять в памяти описываемые факты, идеи.

В процессе обучения иностранному языку различают определённые виды блогов:

1. Блог учителя. С помощью блога педагог может размещать мате-риалы для чтения, предлагать учащимся участвовать в обсуждениях и деба-тах на иностранном языке, оставлять комментарии к чужим блогам, публи-ковать на своём профиле классное расписание, домашнее задание, размещать дополнительные ресурсы с помощью ссылок, например, на новостные кана-лы.

2. Ученический блог. Обучающиеся посредством собственных бло-гов могут также размещать найденную ими дополнительную информацию, обсуждать с одноклассниками понравившиеся им новости и задания, делить-ся ссылками на полезные источники, комментировать заметки друг друга. Изучение преподавателем содержания блогов учащихся, позволяет понять их заинтересованность в какой-либо информации, и определить дополни-тельные материалы к уроку.

3. Блог целого класса. К такому блогу доступ может быть открыт и для родителей учащихся, и для других учителей, а также и для иных школ. Посредством подобных блогов педагоги могут обмениваться опытом, идеями обучения, что способно повысить эффективность преподавания иностранного языка.

Так, например, при изучении темы «Weather» в 7 классе одним из ва-риантов творческого задания является написание поздравительного письма другу с помощью сервиса «Blog». Все обучающиеся в личном профиле на базе blogger.com пишут письма, предварительно изучив предложенные в ин-терактивном режиме варианты, и публикуют их открыто, что обеспечивает преподавателю возможность их проверки с обязательным комментировани-ем в режиме реального времени.

Проведенный анализ эффективности использования таких форм работы на уроках иностранного языка, осуществленный на базе мониторинга лич-ностных, метапредметных и предметных компетенций 54 учащихся в начале и конце учебного года, позволил выявить повышение уровня следующих по-казателей:

- личностных компетенций. На начальном этапе высокий уровень наблюдался у 15% респондентов, средний уровень – 66%, низкий уровень - 10 %. В конце учебного года 22% обучающихся демонстрировали высокий уровень, 70 % - средний, 8% - низкий уровень;

- предметных компетенций. На начальном этапе высокий уровень опре-делен у 6% обучающихся, средний - 64 %, низкий – 30 %. На исходном эта-пе высокий уровень выявлен у 10 % респондентов, средний уровень у 78 % обучающихся, низкий уровень – 12 %;

- метапредметных компетенций. 12 % обучающихся имели высокий уровень, 42 % - средний уровень, 46 % - низкий уровень компетенций на начальном этапе. В конце учебного года высокий уровень зафиксирован у 18 % обучающихся, средний уровень у 76 %, низкий уровень у 6 % респонден-тов.

Таким образом, использование Web-ресурсов на занятиях по ино-странному языку способствует активному взаимодействию обучающихся в работе с блогами, модифицирует процесс образования, наполняет его соб-ственными идеями и материалами, а также повышает эффективность учебно-го времени и продуктивность усвоения информации.

Список литературы:

1. Поршнев А. В. Инновационная психолого-педагогическая модель ком-пьютерной программы обучения студентов иностранному языку. Дисс. канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2002. – 169 с.

2. Рулиене Л.Н. Образовательные возможности социальных сетей // Ди-станционное и виртуальное обучение. 2010. №5. С. 124-132.

3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2008. - №6. - С. 3-10.

4. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков по-средством блог-технологий: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2009. – 20 с.

5. Шахмартова О.М., Болтага Е.Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белин-ского. - 2011. - №24. - С. 1002-1008


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика