Работа общеобразовательной школы как разновидность профилактики и коррекции отклоняющегося поведения учащихся

Семелёва Карина Сергеевна,
учитель химии и биологии
МБОУ «СОШ №117»
Авиастроительного района г. Казани,


В данное время одной из важных психолого-педагогических проблем остается проблема отклоняющегося поведения учеников в школе. Современное состояние настоящей проблемы оценивается педагогами как кризисное. Кризис вызывает потерю нравственных ценностей у подростков и регресс личности учеников. Именно поэтому будет актуальным рассмотрение деятельности подростков с отклоняющимся (девиантным) поведением и коррекции такого поведения.

Представители педагогики считают, что девиантное поведение есть результат неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации [1, с.7], что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации. Многие дети подросткового возраста оказываются наедине с окружающей их действительностью и враждебным миром. Иногда их самоутверждение идет в конфликт с обществом и законом. Так, среди молодежи резко растут уровни преступности, беспризорности и безнадзорности.

Поэтому, в сфере образования школа должна осуществлять контроль над каждым учащимся с отклонениями в поведении. Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.), в компетенцию образовательного учреждения входят следующие назначения:

• оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо про-блемы в обучении;

• выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причи-нам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

• выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

• осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение. Необходимо понять, что такое воздействие со стороны общеобразовательной школы должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса.

Вышеперечисленные обстоятельства говорят о том, что разработка мо-дели коррекции отклоняющегося поведения подростков общеобразовательной школы довольно значима.

Нами проводилось образовательное наблюдение за уровнем социаль-но-чувствительного состояния учеников в МБОУ «СОШ №117» г. Казани. На констатирующей стадии эксперимента было выявлено, что у некоторых учащихся выражен высокий уровень тревожности - 21,9% от числа опро-шенных (42 человека), также выявлена агрессия у 25% школьников (48 человек). Около 20% опрошенных (38 человек) чувствуют себя одиноко (Рисунок 1).

Можно с уверенностью заявить, что каждый педагог образовательного учреждения должен достаточно глубоко оценивать ситуации с учениками-подростками. Воздействие педагога на личность учащегося с отклоняющимся поведением осуществимо только через живое и непосредственное общение. Учитель, который обладает культурой педагогического общения и владеет навыком правильного оказания поддержки, способен создавать благоприятную психологическую среду в классе.

Перед этим нами уже выделялись самые простые формы работы с девиантными учениками [3, с. 79] – тренинги и консультации, ролевые игры, конкурсы, праздники, соревнования. Также - посещение кружков, организация здорового образа жизни (здоровое питание, режим дня, отдых), вовлечение в коллективные виды деятельности, активизирование творческого потенциала, экскурсии, посещение музеев, демонстрация позитивных образов поведения [2, с. 68].

Таким образом, наблюдения показывают, что коррекция отклоняющегося поведения в общеобразовательной школе должна быть направлена на проработку социально-психологических качеств личности учащегося, которые прямо влияют на формирование девиантного поведения; на проработку межличностных отношений между учителем и подростками; на самореализацию творческого потенциала школьников.

Список литературы:

1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Зманов-ская. – 3-е изд. ? М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 288с.

2. Космодемьянская С.С. Методическая подготовка студентов к преподаванию химии детям с девиантным поведением / С.С. Космодемьянская, К.С. Семелева / Thescientificjournal ACTUAL PEDAGOGY - 3, 2016. – Prague :Vedeckovydavatelskecentrum «Sociosfera-CZ», 2016. – 78 с. (64-69)

3. Семелёва К.С. Разнообразие форм работы с детьми девиантного поведения на уроках химии // Инновации в преподавании: сб. статей участ-ников международной науч.-практ. конф. в рамках Евразийского со-трудничества. – Казань: Казан.ун-т, 2016. – 310 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика