Развитие критического мышления с помощью игровых технологий у учеников с овз на уроках истории и обществознания

Сагдеева А.Н.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа №143» г.Казани


В наше время приходится усваивать огромный поток информации. С этой задачей особенно нелегко справиться нашим детям с ОВЗ. В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями здоровья в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целена-правленном обучающем воздействии взрослого. Для учителя истории по ор-ганизации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие спо-собы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, ак-тивизацию их познавательной деятельности, развитие критического мышле-ния. Одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, для развития у детей критического мышления является применение игровых тех-нологий на уроках истории. В игре происходит вовлечение каждого ученика в активную работу, они знакомятся с окружающей действительностью, при-обретают знания, умения, обучаются. Особенно это важно при обучении де-тей с ОВЗ. В игре развивается мышление, восприятие, активность, ловкость, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, развиваются все функции речи, коммуни-кативные умения. Именно в игровой деятельности самые большие коррекци-онные возможности для социально-личностного, эмоционального, умствен-ного развития ребёнка с детским церебральным параличом.

История для детей с ограниченными возможностями здоровья рас-сматривается как учебный предмет, который обладает большими возможно-стями. На уроках истории ученики овладевают определенными знаниями, умениями и навыками, которые позволяют развивать у учеников критическое мышление. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприя-тия, понимания, объективности подхода к окружающему его информацион-ному полю. Ведь критическое мышление развивает следующие качества: го-товность к планированию и готовность воспринимать идею других, настой-чивость в достижении цели, научиться увидеть и суметь исправлять свои ошибки, поиск компромиссных решений. Уроки истории помогают социаль-ной и правовой адаптации учащихся.

Основными принципами работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на уроке истории и обществознания должны стать

1. Принцип педагогического оптимизма.

2. Принцип ранней педагогической помощи.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обра-зования.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации.

6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

8. Принцип необходимости специального педагогического руковод-ства.

Урок истории в инклюзивном классе должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материа-ла.

На этапе повторения эффективно применение игры «Исторический снежный ком», когда ребята по очереди рассказывают тему; «Верю и не ве-рю» (дети с ДЦП ставят + или -) ; «Найди ошибки» (дети с ОВЗ из текста находят ошибки); «Реставрация» (расшифровывают конспект, из краткой за-писи восстанавливают текст, приближенный к исходному материалу).

На этапе изучения новой темы применяю такие игры, как головоломки, ребусы, кроссворды. «Чистая доска», на доске в произвольном порядке, за-писываются вопросы (рисунки, схемы, фрагменты карты), которые построе-ны на материале изучаемой темы. В ходе урока задаются вопросы, если да-ется ответ на него, то этот вопрос стирается с доски. Задача этой игры состо-ит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой». Для развития крити-ческого мышления очень важно задавать вопросы, для этого целесообразно использовать таксономию Блума «Ромашка Блума» (шесть лепестков шесть типов вопросов: простые вопросы, уточняющие вопросы, интерпретацион-ные вопросы, творческие вопросы, оценочные вопросы, практические вопро-сы), опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся понимают значение всех типов вопросов и могут привести свои примеры.

При обобщении материала применяют такие игровые технологии, как «Отгадай героя», «Аукцион», «Продолжи рассказ», «Отгадай термин», «Ас-социации». В игре «Ассоциации» может принимать участие, как весь класс, так и один человек, называют какого-либо героя (или исторический термин), учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Для развития критического мышления на уроках можно применить «Карту-шар»: в центральный круг записывают изучаемое понятие; в кругах, соединенных с центральным, записывают слова и фразы, определяющее изу-чаемое понятие (подростки: веселые, любят риск, в поиске себя, бунтари, сложны в общении…).

Опыт показывает, что при применении игровых технологий на уроках истории у обучающихся с ОВЗ заметно повышается успеваемость по предме-ту, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения. Отмечается положительная динамика микроклимата в классном коллективе – появляется взаимопонимание, внима-тельное отношение к мнению одноклассников. Ученики обсуждают проблемы исторической науки не только на уроках, но и в свободное от занятий время.

Использование игровых технологий на уроках в классах с учащимися с ОВЗ помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление матери-ала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем формированию познавательного интереса к предмету. У школьников фор-мируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реаль-ную деятельность.

Список литературы:

1. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссии на уроках ис-тории.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 256 с.

2. Леско Д. Основные принципы инклюзии // Здоровье детей. – 2008. - №12

3. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок. – Ростов н/Д: феникс, 2014. – 87 c.

4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Про-свещение, 2011. – 223 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика