Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы

Камалетдинова И.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №36» г.Казани


Включенное образование или инклюзивное - процесс обучения в сред-них специальных и общеобразовательных учреждениях, обучающихся с особыми потребностями. Идеология, исключающая дискриминацию обучающихся и создающая условия для решения особых образовательных по-требностей. Инклюзия предполагает, что процесс обучения происходит сов-местный, при необходимости в работу включаются специалисты. Большое внимание уделяется возможностям обучающегося. Различия между ними не воспринимаются, все толерантны друг к другу. Обучающиеся живут в се-мье, вместе с родителями. Для полной социализации они получают полно-ценное и эффективное образование.

Форм занятий для обучающихся с ОВЗ достаточно много. Это как тра-диционные формы и методы, так и нетрадиционные. Инклюзивное образование – это и дистанционная форма обучения: занятия с учащимися, занимаю-щимися надомно. В нашей педагогической деятельности можно использовать разные ресурсы и инструменты современного образования. Для дистанционного обучения оптимально проводить занятия в программе «Skype». Эти занятия позволяют увидеть обучающегося, поговорить с ним о предметах, его интересующих, а затем приступить к уроку: объяснению материала, устному опросу. Цифровой ресурс «ЯКласс» - один из эффективных помощников в этом случае. В нашей педагогической деятельности используем образовательные программы с применением цифрового образовательного ресурса «ЯКласс» и для обучающихся на дому. Нам импонирует функция «создания своего предмета», в котором можно организовать индивидуальную траекто-рию каждому обучающемуся. Возможность не только выполнять задания на ресурсе, но и самостоятельно выбирать предметы, тему и темп, в котором они будут изучать материал.

В своей педагогической деятельности мы имеем опыт преподавания обучающимся с различными дефектами речи. Это заикающиеся учащиеся, плохо выговаривающие различные звуки, барьера и теми, кто плохо изъясняется на русском языке. Для преодоления психологического, создания благоприятной атмосферы и единого коллектива стараемся заинтересовать своих учеников театром. Ученики с дефектами речи с помощью видеосвязи, диктофона, голосовых сообщений в Whats App улучшают свою речь, стремясь к ораторской. Когда дефект речи становится менее заметным и преодолевается психологический барьер, ученики делятся своими психологическими достижениями и мотивируют других обучающихся развиваться и не боятся социализироваться.

Инклюзивное образование – это и совместное образование. Среди тех, кому мы преподаем, можно встретить обучающихся с ОВЗ. Первое время стараешься оградить его, проявляешь гиперопеку, воспринимаешь его как человека, лишенного способностей легко и свободно передвигаться. Но со временем понимаешь, что благодаря этим ограничениям, у него неплохо развиваются другие, очень полезные способности: усидчивость, особое доверие, творчество и фантазия, особые способы переработки информации. Сегодня эти способности называют феноменом экстрабилити. Их нужно развивать, чтобы затем обучающийся мог социализироваться в обществе. Нередко такие обучающиеся любят сочинять стихи, непременно хотят участвовать в каких–либо массовых проектах, любят выступать, но стесняются. Необходимо всячески поощрять обучающегося, чтобы он утвердился во мнении, что его вклад в общее дело необходим и важен. Ободрение со стороны сверстников и друзей может окрылить каждого. Здесь уместно вспомнить слова жены Рузвельта, президента США, Элеоноры, которая сказала, что «болезнь Франклина дала ему такую силу мужества, которой у него до этого на бы-ло». Особое чутье добра и справедливости у обучающихся с ОВЗ вызывает у окружающих одобрение и уважение. Такие ребята часто признаются в том, что интуитивно слышат фальшь в голосе. Можно ли это считать экстрабилити? Наверное, да.

Сегодня все чаще встречаются обучающиеся с нарушениями письмен-ной речи. На наш взгляд, педагог должен отслеживать случаи дислексии, дисграфии и дисорфографии. Учащиеся с нарушениями письменной речи относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья. Законом об образовании в Российской Федерации, ФГОС начального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), ФГОС общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) предусмотрено создание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К специальным условиям относятся «… проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ…» (Закон об образовании в РФ, ст. 79.3.).

В целях создания специальных условий обучения (создание благопри-ятной комфортной психолого-педагогической среды), не травмирующих психику обучающегося, в максимальной степени способствующих получению образования и усвоению образовательной программы обучащимися с нарушениями письменной речи, рекомендуется учитывать специфические ошибки, обусловленные нарушениями письменной речи (дисграфией, дислексией, дисорфографией) и не учитывать их при оценке работ по рус-скому языку, чтению.

Если обучающийся из раза в раз повторяет одинаковые ошибки в написании букв или слов, и десятки, а то и сотни корректировок со стороны педагога не приносят желаемого результата, если допускает ошибки в тех случаях, когда, казалось бы, допустить ошибку практически невозмож-но, необходимо сообщить об этом родителям и предложить посетить логопеда, т.к. выявить такие нарушения может только специалист. Нередко роди-тели отказываются, желая видеть причину в лени, невнимательности, гипер-активности. В таком случае можно предложить сверить ошибки учащегося с таблицей специфических ошибок по И.Н.Садовниковой (Садовникова: Дисграфия, дислексия. Технология преодоления.- М.:Парадигма, 2011.-279с.), ежедневно дома выполнять упражнения на внимательность. В конце каждого занятия уделять несколько минут выполнению упражнений, развивающих внимательность. Это отражается на общем самочувствии и успеваемости всех обучающихся.

«Смена деятельности – лучший отдых» - для многих это девиз в жизни. Поэтому мы считаем, что, если обучающиеся устали, можно поговорить о предметах их интересующих, которые хотя бы частично связаны с уроком. Можно пофантазировать, представить «А если бы…», т.е. сменить деятель-ность урока для отдыха и восстановления сил.

Для обучающихся с такими проблемами можно предлагать индивидуальное домашнее задание: составить презентацию, нарисовать иллюстрацию, записать на диктофон устное сочинение, программу новостей, составить таблицу, наконец, выполнить задание на цифровой платформе «Якласс» и др. Важно, чтобы обучающимся с такими нарушениями было комфортно, чтобы они не чувствовали свою особенность.

Инклюзивное образование - это благо для всех тех, кто обучает особенных подростков, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье, как шанс для всего общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека. Как отметил академик А.Г. Асмолов, мы находимся в начале длин-ного пути – перехода от культуры полезности к культуре достоинства, где «ведущей ценностью является ценность личности независимо от того, можно ли что-либо от нее получить для выполнения того или иного дела. А дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны… и находятся под охраной общественного милосердия».

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.

2. Садовникова: Дисграфия, дислексия. Технология преодоления.- М.:Пара-дигма, 2011.-279с.

3. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ, глава11,| ст. 7


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика