Лингводидактические аспекты непрерывного поликультурного образования

Ахметшина Г.М.,
учитель английского языка
МБОУ «Лицей №23» г. Казани


В настоящее время во всех сферах международного взаимодействия происходит развитие межкультурного диалога. В области образования все больше внимания уделяется разработке концепции поликультурного образо-вания. Эти два процесса обусловливают необходимость владения иностран-ными языками для специалиста любого профиля.

В настоящее время бурно развивается новое междисциплинарное направление — профессиональная лингводидактика (ПЛД).

Появление ПЛД в начале века было обусловлено, с одной стороны, ин-тенсивным использованием информации профессионального характера, по-лучаемой из зарубежных источников, а также расширением круга ориенти-рованных на внешнеэкономическую деятельность специальностей, требую-щих знания иностранного языка. С другой стороны, становление профессио-нальной лингводидактики было подиктовано возросшей потребностью в теоретико-методологическом обосновании интегрированного процесса про-фессионально ориентированного обучения иностранному языку, которому стало тесно в рамках существующих лингводидактических установок.

Процесс обучения профессиональной коммуникации чрезвычайно мно-гомерен, синтезируясь и преломляясь через специфику объекта, он создает основу новой научной дисциплины, возникающей на стыке вышеупомянутых наук — профессиональную лингводидактику.

Профессиональная лингводидактика как многообластная специальная дисциплина занимается исследованием стратегии формирования профессио-нальной компетенции специалиста (пересекаясь в этом с профессиональной педагогикой) в процессе обучения иностранному языку (захватывая аспекты лингводидактики).

Выявлено, что профессиональные характеристики представителей прак-тически любой профессии говорят о том, что сегодня современному профес-сионалу не обойтись без владения определенным уровнем иностранного языка (ИЯ). В то же время знания только ИЯ стали недостаточными для ши-рокого круга специалистов. Таким образом, язык из специальности все больше превращается в язык для специальности. И целью обучения ИЯ ста-новится не столько формирование способности к межкультурному общению, сколько формирование способности к профессиональной коммуникации в поликультурном пространстве.

Таким образом, появление ПЛД было продиктовано объективной соци-альной потребностью миллионов инженеров, ученых и представителей дру-гих профессий в овладении иностранным языком как средством междуна-родного обмена профессиональной информацией и опытом. Богатая практи-ка обучения ИЯ в учреждениях неязыковых специальностей продемонстри-ровала необходимость актуализации цели и модернизации содержания обу-чения ИЯ специалистов, выработки и теоретической систематизации объек-тивных знаний о стремительно расширяющемся применении ИЯ в професси-ональной сфере.

Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью обновле-ния содержания обучения иностранным языкам (ИЯ) в современных услови-ях сосуществования различных культур в республиках Российской Федера-ции (РФ).

Современная эпоха вовлекает в интенсивные связи и отношения множе-ство культур, превращая их в факт современного бытия человеческого обще-ства. Переход на личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания, в центре которого находится ученик, и изменение социокультур-ного контекста обучения ИЯ повлекли за собой изменение целей и содержа-ния языкового образования, что дало импульс разработке различных под-ходов к отбору содержания обучения ИЯ.

Под поликультурной образовательной средой при обучении ИЯ в дан-ном исследовании понимается все то, что окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения и учения, что формирует образ личности уче-ника как субъекта своей собственной культуры и субъекта учебно-познавательной коммуникативной деятельности.

Для организации поликультурной образовательной среды необходимо выделить те ее характеристики, которые обусловливаются особенностями школьников того или иного возраста. Поликультурная образовательная сре-да, создаваемая для школьников, должна быть психологически благоприят-ной с тем, чтобы вызывать и сохранять их интерес к изучению нового языка и уважение к иной культуре.

Современное обучение ИЯ в республиках РФ должно осуществляться через полилог трех лингвокультур (национальной, русской и иностранной). В отличие от диалога или полилога культур, который может иметь место в рамках любого школьного предмета, полилог лингвокультур может быть реализован только при обучении ИЯ, поскольку предполагает освоение культуры через язык и изучение языка через культуру. И именно в содержа-нии обучения ИЯ в начальной школе каждый компонент (знания, речевой материал, ситуации, темы, умения) должен включать культуру страны изуча-емого языка, культуру своей республики и культуру России.

Список литературы:

1. Атабекова А.А., Сысоева И.А. Профессионально ориентирован-ное обучение иностранному языку в контексте развития творческого потен-циала поликультурной личности// Акмеология. — 2006.

2. Поликультурный аспект содержания обучения иностранным язы-кам в начальной школе. Манджиева С.И. [электронный ресурс].- Режим до-ступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-polikulturnyy-aspekt-soderzhaniya-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-nachalnoy-shkole

3. Современный уровень и перспективы развития профессиональ-ной лингводидактики. Крупченко А.К. Дисс. Москва, 2008


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика