Аутизм - не повод закрываться дома. Уроки английского с аутичным ребенком

Андреева М.М.,
учитель английского языка,
МБОУ «Школа №25» г.Казани


«Звездочки на земле» так называется фильм, который я однажды по-смотрела по рекомендации коллег. Мне как маме двух маленьких детей и учителю английского языка он был невероятно интересен. Его бы я рекомен-довала посмотреть всем родителям и особенно учителям.

Да, мы все знаем и начиная с университета нам твердят, что каждый ребенок уникален, индивидуален и к каждому нужно найти свой подход. Безусловно, мы-учителя стараемся найти подход ко всем детям с их особен-ностями. Кто-то пишет медленно, кто-то быстро, кто-то тихий, кто-то шум-ный. Они все разные и это чудесно.

Но сейчас довольно часто встречаются совершенно другие дети. Дети- аутисты. Буквально 30-40 лет назад о таком заболевании знали лишь специа-лизированные врачи и родители, которые сталкивались этим заболеванием. К сожалению, сегодня детей с таким диагнозом становится все больше. На первый взгляд они ничем не отличаются от своих сверстников. Встретить та-кого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с деть-ми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутиз-мом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, в обыч-ной школе и в престижном лицее.

У каждого из них свои особенности, но есть некоторые общие призна-ки. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специаль-ной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, раз-дражение и даже отторжение.

Здесь как нигде важна информированность общественности в этом во-просе, ведь зачастую аутичный ребенок внешне может производить впечат-ление капризного, избалованного и невоспитанного ребенка тем самым по-рождая осуждение окружающих на улице, в транспорте, в общественных ме-стах, что сильно усложняет его положение в обществе.

При отсутствии своевременной диагностики и коррекции большинство таких детей признается необучаемыми и социально не адаптируются. Одна-ко, в результате коррекционной работы возможно преодоление аутичных черт и вхождение ребенка в социум.

Нередко у таких детей встречается особая одаренность в какой-либо сфере: это может быть способность к музыке, рисованию, артистизм, врож-денная грамотность.

В своей профессиональной деятельности я столкнулась с аутичным ре-бенком в этом учебном году. Он значительно отличался от своих однокласс-ников. Не общался с ними на переменах, не включался в общие обсуждения. Ему сложно даются математика и письмо, но именно в изучении английского он опережал своих сверстников.

Для меня как учителя первостепенной задачей стало налаживание кон-такта с учеником, попытка заслужить его доверие. На первых уроках все обучение проходило только через маму, она дублировала задания учителя.

У мальчика удивительная память, все что он услышит –он мгновенно запоминает. Если с обычными детьми нужно повторять материал несколько уроков, то он запоминает с первого раза. Как я уже отметила выше- ему с трудом дается письмо и как только мы начинали писать в тетрадях, он ло-жился на парту и уже ничего не делал. Да, с аутистами так бывает. Никакие просьбы и уговоры не помогают, ребенок просто выключается из учебного процесса. Как и у большинства детей аутистов у него есть своя неповторимая особенность. Он восхитительно декламирует стихи! С невероятной интонаци-ей и артистизмом.

К сожалению в условиях класса ребенок занимался с трудом. Он часто отвлекался на посторнние вещи, такие как пение птиц или шаги в коридоре и уже не мог сконцентрироваться, хоть мама и присутствовала с ним на заня-тиях. Спустя несколько месяцев мама решила перевести ребенка на домаш-нее обучение с последующим переходом в класс.

Дети-аутисты, особенные дети, требуют особенного подхода и в воспи-тании, и в обучении. Мама отмечает, что именно в стенах школы, в школьной атмосфере ребенок занимается лучше, чем дома, поэтому было решено при-ходить на индивидуальные занятия в школу.

Моя задача как педагога подобрать такие приемы в работе с особен-ным ребенком, чтобы подчеркивать те сферы, которые даются ему легко и корректировать- развивать, то что вызывает трудности. Учится ли ребенок-аутист в школе или дома, все должно быть предельно просто и ясно. Учебное пространство должно быть организовано так, чтобы ничего лишнего не ле-жало на столе, ничего не отвлекало.

При изучении английского алфавита мною были использованы:

• Видео с запоминающейся песней ;

• Магнитные буквы английского алфавита ;(Рис.1)

• Поделки из соленого теста (лепили каждую букву, для усвоения ее образа.)

С написанием букв у ребенка возникали трудности, но и здесь мною с помощью мамы были найдены пути решения.

Ребенок не видел границ клеточки и писал огромные буквы в хаотич-ном порядке. Сначала на листе формата А4 я писала еле заметное начерта-ние буквы и ребенку нужно было его обвести. С каждым разом размер бук-вы уменьшался. И хотя в размер одной клеточки ребенок все еще не уклады-вается, но прогресс налицо. Буквы больше не скачут по всему листу.

У многих детей с РАС (расстройством аутичсекого спектра ) наблюда-ется уменьшение речевого контакта , иногда ребенок совсем перестает поль-зоваться речью. Но у моего ученика с этим нет проблем.

В разговорной речи ребенок схватывает все налету и запоминает с пер-вого раза. В этом аспекте речи у него не возникает трудностей.

К концу третьей четверти ребенок способен вести мини –диалоги рас-спросы с подсказкой учителя, рассказывать о себе.

Так как у него наблюдаются театральные способности и выразительное воспроизведение стихов, нами был поставлен мини-кукольный театр «The Turnip». С подсказками учителя ребенок и его мама играл роль одного из героев и частично автора. Рис2.

В последующем мы планируем показать этот мини спектакль в его классе, тем самым включив его в коллектив. Это делается для того чтобы он увереннее чувствовал себя в детском коллективе, показать его одноклассни-кам его сильные стороны и таланты.

В последующем планируется возвращение ребенка в класс. Для этого он должен самостоятельно, без подсказки учителя научиться строить отно-шения с людьми, приобретать опыт общения в коллективе.

Во втором полугодии 2 класса дети начинают осваивать чтение на ан-глийском языке. Учитывая отличную память ребенка чтение не вызывает у него трудностей. Но ребенок не понимает правил чтения, а запоминает слова полностью. Таким образом мною был выбран метод глобального чтения, ко-гда фактически ребенок запоминает образ целого слова. Несколько повторе-ний и ученик запомнил произношение и чтение всех слов.

Среди детей аутистов нередко встречается то, что дети превосходно чи-тают без понимания прочитанного, в нашем случае ребенок отлично справ-ляется как с техникой чтения, так и со смыслом текстов.

У ребенка наблюдается положительная динамика в изучении англий-ского языка, на занятие он приходит с интересом, очень увлечен во время всего урока. Ведь мы занимаемся не только по учебнику, а в занятие активно включены аутентичные песни, мультики и задания по ним. Рис.3

Мама отмечает, что уже с младшего возраста ребенок проявлял инте-рес к иностранным языкам и смотрел мультфильмы на разных иностранных языках.

Для подкрепления интереса в изучении именно школьной программы, на основе темы мы делаем различные поделки, рисунки. Рис 4.

Для достижения подобных результатов необходима слаженная работа педагогов и родителей. Мы прислушиваемся к маме, которая как никто дру-гой знает все особенности, сильные и слабые стороны своего ребенка.

В заключении, хочется отметить, что зачастую родители отчаиваются и встречают непонимание общества, при постановке их ребенку диагноза РАС. Родители сталкиваются с растерянностью и задаются вопросом «Почему это произошло именно со мной?» Но, к сожалению, ученые еще не могут объяс-нить причину, почему рождаются эти особенные дети, с собственным закры-тым для остальных миром. К счастью, сегодня становится все больше специ-алистов, которые специализируются в этом вопросе, готовых разбираться, учиться и помогать таким особенным жителям нашей страны.

Многие дети, которым был поставлен диагноз аутизм смогли социали-зироваться и стать весьма успешными людьми. Среди них можно выделить Билла Гейтса, основателя Microsoft; Исаака Ньютона, В.А. Моцарта- все-мирно известного композитора; Винсента Ван Гога- художника-импрессиониста; Альберта Энштейна – физика-теоретика.

Безусловно дети-аутисты нуждаются в особом подходе, в нашей без-граничной любви и терпении и конечно же в неустанной работе над их соци-ализацией, чтобы они научились жить в нашем обществе со своими особен-ности и использовать их себе во благо.

Список литературы

1. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – М., 1993. – С. 154–165.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нару-шениями общения: Ранний детский аутизм – М.: Просвещение, 1989. – 95 с

3. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектоло-гия. – 1995. – № 2. – С. 8–17.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пу-ти Помощи. –М.: Теревинф, 2005.-288с.

5. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей .-М.: Особый ребенок, 2012

6. John Lumsden Modern Languages and Autism – Scottish Languages Re-view, 2009

Рис.1


Рис.2


Рис.3


Рис.4



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика