Воронина И.В.,
заместитель директора по УВР
МБОУ « Школа №54»
Актуальность научно-методического развития педагогов в современных условиях развития школы обусловлена тре¬бованиями Профессионального стандарта. Этот доку¬мент рассматривается как рамочная основа опережающего профессионального роста педагогов и определяет уровень их профессиональной компетентности. Профессионально-педагогическое мастерство учителей в совокупности определяет авторитет, успех и конечную результативность школы. Также необходимо понимать, что качество образования обусловлено качеством управления, в том числе качеством управления профессиональной деятельностью учителя.
Одним из направлений развития управленческой деятельности по повышению качества работы учителя в школе является организация эффективной методической службы. Цель моей деятельности как заместителя директора по учебной работе - обеспечение компетентного, действенного и эффективного управления профессиональной деятельностью учителя на основе использования современных педагогических технологий как одного из условий повышения качества образования; совершенствование профессионального мастерства, профессиональной компетентности и аналитической культуры учителя. Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи, решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений и на основе четко спланированной деятельности.
Исходя из этого, ведущим направлением деятельности школы является реализация Программы развития, в конечном итоге которая ориентирована на решение проблемы повышения качества образования. В концепции Программы развития школы сформулирована цель деятельности педагогического коллектива: формирование творческой, интеллектуально развитой, здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению. Методическая работа по теме «Создание образовательного пространства, ориентированного на самореализацию участников образовательного процесса школы с углубленным изучением отдельных предметов» направлена на выполнение поставленных задач перед школой и их реализацию через Программу развития школы.
Можно ли добиться решения проблем, стоящих перед школой, без высокопрофессионального состава учителей, без учителей, готовых к инновационной деятельности? Конечно, нет. Мы можем повысить качество образования, только повысив профессиональный уровень учителя. Так как повседневное повышение профессионального мастерства происходит на рабочем месте, в школе, поэтому мы рассматриваем методическую службу в качестве ключевого звена, обеспечивающего развитие школы. Совершенно очевидно: управление методической работой в условиях инновационного развития школы нуждается в новых импульсах ее дальнейшего совершенствования, обретения нового качества, новых задач и функций.
Для решения поставленных задач реализуется проект «Педагогическое мастерство». Актуальность проекта «Педагогическое мастерство» связана с определением и проработкой управленческих решений, способствующих становлению и развитию высокопрофессионального педагога, который во многом обусловливает конкурентоспособность образовательного учреждения в целом. Актуальность работы обусловлена и необходимостью повышения статуса педагога в современной ситуации, усиления мотивации и креативности профессиональной деятельности учителя.
Как организована работа с учителем в нашей школе?В основе лежат принципы адресной помощи учителю и направленности на Успех. Работа с учителем организована на основе диагностики, в которой принимают участие психолог школы, администрация школы, методические объединения учителей школы. Диагностика творческого потенциала учителя позволяет обеспечить дифференцированный подход к повышению профессионального уровня и оказывать адресную помощь. Учителя распределены на 4 группы:
1 группа. Мастер – класс.
2 группа. Учителя, формирующие опыт.
3 группа. Учителя, нуждающиеся в оказании методической помощи.
4 группа. Молодые и вновь прибывшие учителя.
Мы вместе с учителями I группы фиксируем, отслеживаем освоенные методы и приемы, проблемы. Учителям II группы по результатам отслеживания даем рекомендации, планируем форму обобщения опыта. Учителям III, IV групп оказывается адресная помощь: даются рекомендации, контролируется их выполнение, осуществляется сопровождение педагога. Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде методических рекомендаций, подбора справочного материала, проводятся индивидуальные и групповые консультации.
Таким образом, наша методическая служба построена по принципу увеличения самостоятельности учителя в своем профессиональном росте.
Главным центром, координирующим всю методическую работу школы, является методический совет (МС). На заседаниях МС обсуждаются следующие вопросы:
• о реализации и введении ФГОС;
• об организации аттестации педагогических работников;
• об участии в профессиональных конкурсах;
• О работе с молодыми учителями; наставничество
• об организации работы над творческими и исследовательскими проектами в условиях реализации ФГОС;
• об инновационной деятельности;
• об организации методической работы по подготовке к ГИА;
• о проведении мониторинга метапредметных умений учащихся;
• о Всероссийских проверочных работах;
• об итогах мониторинга учебного процесса;
• о планировании учебного процесса на следующий учебный год
На протяжении последних лет в школе сложилась практика проведения заседаний школьных МО по единым методическим вопросам. Были рассмотрены следующие вопросы:
• Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС
• Контрольно-оценочная деятельность учителя в условиях ФГОС
• Формирование основ смыслового чтения и работа с текстом
• Организация внеурочной деятельности. Сочетание урочной и внеурочной деятельности
• Готовимся к реализации ФГОС СО
Важным направлением методической работы является обеспечение условий для непрерывного совершенствования педагогического мастерства учителя, поэтому идет постоянный поиск новых форм работы с учителем. Служба методического сервиса использует новые активные формы, сориентированные на организацию временных творческих объединений учителей (работа постоянно- действующего семинара, проблемные группы, ВТК, творческих групп по подготовке к педсоветам), что свидетельствует о консультационно-методическом и научно-методическом уровне методического сопровождения образовательного процесса.
В течение 2017-2020г. функционирование следующих групп педагогов:
Временные творческие коллективы (ВТК)
• Проектирование уроков по достижению метапредметных результатов
• Формирование метапредметных компетенций на уроках
• Методы и приемы технологии РКМЧП
• Приемы работы с текстом
• Введение и реализация ФГОС ОО
• Проектирование компетентностно-ориентированных заданий
• Проектная деятельность
• Портфолио достижений учащихся
• Внеурочная деятельность
Проблемные группы
• Аттестация учителей
• Наставничество
• «Учитель года», ПНПО
• ГИА. Вариативные формы подготовки
Творческие группы (ТГ) по подготовке педсоветов
• Портфолио достижений ученика
• Новая дидактика современного урока
• Читательская компетентность
• Внеурочная деятельность
• Профессиональное самоопределение
• Система оценки достижений планируемых результатов в соответствии с ФГОС
• Организация проектной и исследовательской деятельности условиях реализации ФГОС
• ФГОС: актуальные проблемы реализации
• Психологическое сопровождение процесса реализации ФГОС
• Современный учитель… Современный урок…
• Формирование у обучающихся здорового и безопасного образа жизни
• Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования
Школа с 2017 года - инновационная площадка «Формирование основ инженерного образования у учащихся в рамках практико-ориентированного вертикального сетевого взаимодействия « Школа -ВУЗ -Предприятие»» (Приказ УО ИКМО города Казани №139 от 10.02.2017г.). Также школа - стажировочная площадка республиканского уровня по темам «Нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ОО», «Деятельность учителя-предметника как классного руководителя» (ИРО РТ, приказ № под-1993\18 от 27.12.2018 МО и Н РТ, Академия наук РТ). В рамках реализации методической темы школы с 2017 года опыт обобщен на семинарах различного уровня (14 семинаров: район -7, 7 РТ -7).
Особое внимание уделяется молодым специалистам. Проводим занятия в школе молодого учителя, индивидуальные консультации по составлению поурочного тематического планирования, ведению классного журнала, планированию урока, методике проведения урока, самоанализу урока, совместно с наставниками и психологом школы осуществляем диагностику педагогических затруднений, психологическое сопровождение. Проведен школьный фестиваль «Лучший открытый урок» среди молодых учителей. По результатам конкурса вручены дипломы по номинациям «Надежда», « Творческий подход», « Открытие».
Проведение школьных профессиональных конкурсов, смотров, фестивалей, повышающих мотивацию и стимулирующих деятельность педагогов, стало традицией школы. Например, конкурс молодых педагогов « Ступеньки мастерства», методическая неделя « Калейдоскоп открытых уроков по ФГОС»
В целях эффективного управления профессиональной деятельностью учителя нами адаптирована система рейтинговой оценки деятельности педагогов, что приводит к эффективному управлению как системой повышения профессионального роста педагога, так и к эффективному управлению качеством предоставляемых образовательных услуг. Критерии оценивания: участие в профессиональных конкурсах; участие в ОЭР, инновационной деятельности; открытые уроки, мастер-класс; открытые внеклассные мероприятия; выступление на МО, РМО, ПС, ВТК, МС, семинарах, конференциях; публикации; размещение на педагогических сайтах; руководство ПГ, ВТК, НОУ; руководство НИР обучающихся; подготовка победителей и призеров олимпиад.
Способствуем активному участию педагогов в презентации результатов деятельности, организуя их участие и выступление в конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня: призеры конкурса « Учитель года» (муниципальный, участие в РТ), победители гранта « Наш лучший учитель» - 7 чел.; « Наш новый учитель»- 4 чел, победитель гранта « Учитель-мастер». Педагогический опыт обобщен на семинарах, публикациях, конференциях различного уровня. Анализ качественного состава педагогического коллектива показывает положительную динамику роста профессионального уровня учителей (высшей и 1 квалификационной категории).
С каждым годом управленческая деятельность заместителя директора по УВР наполняется новым содержанием, новыми формами. Это реалии сегодняшнего дня. Творческая педагогика, творческий учитель, как они необходимы сейчас, в настоящее время - время стремительных социальных изменений, когда в перестраивающемся и развивающемся обществе резко возрастает личная и социальная значимость умения мыслить творчески. «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» (А.Барбюс). Важнейшая задача каждого заместителя директора, руководителя – эффективно управлять профессиональной деятельностью учителя, создавая условия для самореализации участников образовательного процесса.