Сохраняя традиции…(опыт внедрения дистанционного обучения в условиях пандемии)

Шакирзянова А.З.,
директор МБОУ «Лицей №23»
Ново-Савиновского района г.Казани


В настоящее время в связи с пандемией в России, как и во всем мире, происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. Буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматриваются системы ценностей и жизненных смыслов. Вызовы современности диктуют переход к выполнению более сложных задач, оперативному принятию комплексных решений, изменению привычных форм работы. В первую очередь адаптироваться к изменяющимся условиям пришлось системе образования.

В соответствии с приказом Министерства просвещения России от 17.03.2020 N 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» школы обязаны «организовать контактную работу обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде» и «использовать различные образовательные технологии, позволяющие обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Причем, это касается не только учителей, ведущих уроки, но и специалистов, в том числе и педагогов-психологов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и т.п.

Дистанционное обучение - это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.

Уже при разработке программы развития лицея «Школа твоих возможностей» на 2018-2023 гг. мы понимали необходимость внедрения в образовательный процесс дистанционных форм обучения. Это получило свое отражение во всех наших проектах и помогло безболезненно и мягко адаптироваться к новым условиям обучения всем субъектам образовательного процесса.

В нашем лицее немало инициативных, ищущих учителей, обладающих необходимыми компетенциями для работы в режиме дистанционного обучения. Они имеют опыт создания дистанционных курсов, факультативов, практикумов, оценочных материалов, на таких платформах, как ИС «Электронное образование в РТ», LMS Moodle, google-сервисы, learningApps, Учи Ру, Сдам ГИА и т.п. Учителя имеют опыт ведения вебинаров, он-лайн уроков, лекций, в том числе и для обучающихся на дому. Опыт этих учителей был использован для обучения всего педагогического коллектива лицея при переходе на дистанционное обучение. В соответствии с приказом и методическими рекомендациями Исполнительного Комитета Муниципального Образования г. Казани, а также опираясь на имеющийся опыт, мы подготовили пакет нормативных документов и разработали дорожную карту реализации образовательных программ и Программы развития лицея в условиях дистанционного образования.

Вся работа по реализации дистанционного обучения велась в трех основных направлениях: работа с учителями, обучающимися и родителями.

В лицее была создана целая система обучения учителей, включающая сочетание внутреннего и внешнего обучения, были проведены:

• педагогический совет на тему «Применение дистанционных образовательных технологий. Возможные механизмы использования ресурсов, таких как компьютер, интернет, электронная почта, Skype, образовательные платформы дистанционного обучения»

• семинары-практикумы по использованию различных платформ и сервисов: программа видео-конференций ZOOM, ЯКласс, Учи Ру, Российская электронная школа, Открытая школа, Сдам ГИА, сервисы Google , YouTube, WhatsApp, Школьная цифровая платформа Сбербанка, ВКонтакте и т.п.

• большинство учителей лицея прошли обучение на курсах повышения квалификации по таким темам, как «Дистанционное обучение от создания контента до организации образовательного процесса», «М?галлим», «Актуальные вопросы консультирования в условиях пандемии», «Возможности сервисов Google для организации образовательного процесса в дистанционном формате», «Технология разработки и особенности реализации дополнительных образовательных программ в ОО» и др.

• пробные онлайн уроки на различных платформах.

Подготовительные мероприятия дали учителю возможность выбрать ту платформу, которая наиболее целесообразна и удобна с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики предмета, личности учителя и образовательных запросов обучающихся.

Новый формат обучения поставил новые задачи перед администрацией лицея:

• размещение на сайте лицея информационных материалов и методических рекомендаций, памяток и инструкций, в том числе об Интернет-безопасности;

• проведение разъяснительной работы с родителями по всем вопросам дистанционного обучения;

• обеспечение учителей и обучающихся техническими средствами обучения (ноутбуками, планшетами, доступом в Интернет и т.д.).

• внесение изменений в расписание уроков, корректировка форм и графика промежуточной аттестации;

• обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционного обучения (Skype-консультирование, участие в родительских собраниях онлайн, кризисное консультирование и др.)

Несомненно, при дистанционном обучении традиционные требования к процессу преподавания значительно трансформируются, но урок неизменно остается основной формой организации обучения. Например, использование видеоконференций ZOOM дает возможность проведения традиционного урока в режиме реального времени, что стало решающим фактором при выборе коллективом лицея основной платформы. Кроме этого, учителя лицея используют такие платформы, как Учи Ру, Сдам ГИА, Microsoft Teams, YouTube и др.

Сложившаяся ситуация пандемии наложила определенные ограничения, но в то же время открыла новые возможности для получения дополнительных знаний, расширения образовательного пространства, которое становится поистине безграничным. Учителя иностранных языков (английского, немецкого) получили больше возможностей обращаться к оригинальным иноязычным сайтам. Учителя истории, биологии, географии, искусства умело используют виртуальные экскурсии по залам ведущих музеев мира, которые позволяют более полно формировать целостную картину мира для достижения планируемых результатов, в том числе метапредметных. У ребят, изучающих родной татарский язык и литературу, появилась уникальная возможность знакомиться с произведениями татарских писателей через онлайн-спектакли и записи классических театральных постановок.

Для организации самостоятельной работы и контроля предметных результатов учителями нашего лицея выбраны такие платформы, как Якласс, Российская электронная школа, Открытая школа, Сдам ГИА, Школьная цифровая платформа Сбербанка, сервисы Google.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Учитель в зависимости от успехов ученика применяет гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагает ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится некритичным, ученик может выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе.

Особенно повезло обучающимся с повышенными образовательными потребностями: когда еще появится шанс оказаться в виртуальных лабораториях и на лекциях ведущих российских ученых МГУ, МФТИ, КФУ, КНИТУ КАИ, председателей и ведущих экспертов предметных комиссий ГИА в рамках проекта «Казанские учителя онлайн» и др. Наши лицеисты продолжают активно участвовать в олимпиадном движении: Поволжская межрегиональная олимпиада «Будущее большой химии» КНИТУ-КХТИ, Всероссийская онлайн-олимпиада школьников от Образовательного центра «Сириус» и т.д.

Несмотря на то, что нагрузка и объем работы учителей увеличились, они не перестали уделять внимание мотивации учащихся к учёбе, так как не все дети понимают и принимают ответственность за процесс своего образования. Классному руководителю здесь отводится ключевая роль в установлении взаимосвязей между обучающимися, учителями-предметниками, родителями. В этот период именно классный руководитель находится всегда на связи с детьми и родителями в режиме 24/7. Ежедневный контроль посещения уроков, выполнения учащимися домашних заданий, видео-часы общения несколько раз в неделю, организация сотрудничества учеников между собой через групповые задания, проекты, творческие работы и т.д. К примеру, находясь в тандеме, учителя, учащиеся и их родители создали прекрасные видеоролики, приуроченные к 100летию ТАССР. Была продолжены акции «За что я люблю Татарстан», «Я расскажу тебе про Татарстан», начатые учителями.

В нынешних условиях формирование гражданской позиции происходит в семье, а лицей служит точкой опоры. Одной из них является созданная учениками и родителями «Книга Памяти» - нить, связывающая людей, события, эпохи. И эта нить не должна прерваться! Проект получил многочисленные положительные отзывы в аккаунтах лицея в различных социальных сетях и доказал, что возможно «быть не рядом, но вместе».

Помимо этого, лицеисты участвовали в конкурсах видеороликов о Великой Отечественной войне и многие стали призерами Всероссийских конкурсов. Лицеисты активно приняли участие во всех городских акциях в рамках проекта «Звезда Победы». А как же иначе? Ведь 2020 год – год великих дат, таких как 75-летие Великой Отечественной войны и 100летия ТАССР. В условиях вынужденной самоизоляции семей появилась возможность организации совместной деятельности, когда родители вместе с ребенком погружаются в атмосферу общения друг с другом, творчества, обнаруживают общие интересы, ценности. Так, День Родного языка, приуроченный ко Дню рождения Г. Тукая, онлайн объединил всех любителей творчества великого татарского поэта. Таким образом, между семьей и лицеем сохраняется «общее воспитательное поле» и воспитательная работа остается одной из приоритетных, даже в условиях самоизоляции.

Условия обучения изменились, но цели и задачи, заложенные в Основной образовательной программе и Программе развития нашего лицея, реализуются в полном объеме. Благодаря общим усилиям администрации, учителей, учеников и родителей удалось оперативно перестроить всю концепцию учебного процесса. При этом хочется отметить, что ГЛАВНЫМИ действующими лицами ВСЕГДА остаются УЧЕНИК и УЧИТЕЛЬ и живое человеческое общение между ними!


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика