«Создание специальных условий пребывания и медико-педагогического сопровождения для благополучного развития детей с аллергическими заболеваниями»

Федорова Л.А., заведующий МАДОУ
«Детский сад № 300 комбинированного вида»
Авиастроительного района г. Казани


По данным Ассоциации детских аллергологов и иммунологов аллергическими болезнями страдает четверть детского населения России – это составляет 6 млн. детей, из них детей дошкольного возраста, имеющих аллергопатологии – 2,5 млн. [9]. ФГБУ ГНЦ «Институт иммунологии» заявил о быстром росте числа больных аллергией, к 2023 году болезнь будет наблюдаться у каждого второго. Достаточно сказать, что по распространенности в развитых странах она занимают 3 место, уступая лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и травматизму. В настоящий момент нет механизмов снижения заболеваемости, и в ближайшие годы будет отмечаться рост среднетяжелых и тяжелых форм аллергии. По данным Всемирной организации здравоохранения XXI век является веком аллергии и это не узкая медицинская проблема, это проблема социальная) [7]. Врачи бьют тревогу — каждый год в России появляются новые аллергены. К ним стали относиться даже безобидные зеленые яблоки, кунжут и киви. У 35–65% аллергиков возможно развитие анафилактического шока, в том числе с летальным исходом. В связи с этим обстоятельством ВОЗ делает вывод: «…если не начать проведение реабилитационных мероприятий своевременно, то аллергия меняет свое место в организме: от кожных проявлений до поражения внутренних органов (бронхиальная астма, аллергический ринит, поллиноз и т.д.). И с течением времени заболевание становится все более тяжелым» [9].

Российская Федерация взяла на себя обязательство по обеспечению права каждого человека на образование, закрепив этот принцип в статье 43 Конституции Российской Федерации, положениях Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 г., провозгласила недопустимость дискриминации в сфере образования (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). В Законе определяются 2 категории обучающихся с особыми образовательными потребностями – дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) [11]. Однако, в настоящий момент сложилась очень острая ситуация в отношении детей с аллергопатологиями и в частности проблема устройства таких детей в детские сады.

Поэтому, серьезно изучив эту проблему совместно со специалистами аллерго-пульманологического отделения ДРКБ, ГАУЗ ДГКБ № 7 и педиатрической службой, наше Учреждение решило открыть такие группы во втором здании. На основании Постановления ИКМО № 3560 от 19.06.2018 г. «Об изменении сети учреждений образования г. Казани на 2018/2019 учебный год» мы оказываем помощь таким детям. Комплектование спецгруппы осуществляется в соответствии с Административным Регламентом в порядке очереди и на основании заключений врачей-специалистов (справка врача-аллерголога с указанием диагноза с печатью врача-аллерголога из государственного учреждения здравоохранения). Показаниями для направления в аллергогруппу являются дерматит умеренно выраженный, проявление истинной и себоройной экземы, нейродермит; наличие установленной непереносимости ряда пищевых продуктов (молока, яиц, рыбы, сладостей и др.), проявляющейся аллергодерматозами или другими аллергическими заболеваниями или состояниями; сочетание аллергодерматозов с другими проявлениями аллергии. В настоящий момент, второе здание МАДОУ № 300 (четыре группы ) посещают 80 воспитанников 3-7 лет с клиническим диагнозом «пищевая аллергия».

Основным направлением оздоровления считаем диетотерапию. Здесь нами полностью изменены подходы к питанию детей. С «Департаментом продовольствия и социального питания г. Казани» был заключен договор об организации гипоаллергенного меню. При организации диетического питания воспитанников мы учитываем индивидуальные особенности детей-аллергиков (пп. "д" п. 4 приказа Минздрава России, Минобрнауки России от 11.03.2012 года № 213н/178 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений"). Пункты 15.10 и 15.13 СанПиН 2.4.1.3049-13 указывает на то, что питание должно быть организовано в соответствии с принципами лечебной и профилактической диеты детей с соответствующей патологией, путем замены продуктов из общего меню на иные в соответствии с таблицей замены продуктов (приложение № 14 СанПиН 2.4.1.3049-13) [8]. Например, в наше меню входят такие продукты как: цветная капуста, стручковая фасоль, зеленый горошек, хлеб и макароны из ржаной муки, хлебцы, мясо индейки и постной свинины. Исключаются наваристые бульоны, рыба, яйцо, красные овощи, из сухофруктов – изюм, курага, урюк. Рецептуры блюд адаптированы к особенностям питания детей с пищевой аллергией. Ежемесячный анализ питания позволяет своевременно скорректировать его по колоражу и основным ингредиентам, осуществить замену одних продуктов другими, чтобы питание оставалось полноценным и сбалансированным. Все это позволяет стабилизировать состояние здоровья детей, сделать их жизнь полноценной.

Важную роль в системе работы играет создание условий для жизнедеятельности детей. В группе создана гипоаллергенная среда, которая кардинально не меняет привычную обстановку, но предполагает жесткое выполнение санитарно-гигиенических требований. Из обихода исключены шерстяные ковры, одеяла, цветущие и пахнущие растения, перовые подушки, аквариум. Влажная уборка проводится 2 раза в день, четко отрегулирован режим проветривания. В каждой группе установлены по два бактерицидных облучателя-рециркулятора, имеется очиститель и увлажнитель воздуха, солевая лампа, гигрометр. На пищеблоке установлен трехкамерный фильтр очистки воды. Ведь влажный воздух и очищенная вода - часть оздоровительных процедур для наших детей. Есть особенности и в организации лечебно-оздоровительной работы. В штат нашего Учреждения введена должность специалиста-аллерголога. Врач разрабатывает программу оздоровления детей, в которую включены: различные виды закаливания, массаж в период ремиссии, упражнения лечебной и дыхательной гимнастики; противоаллергическое лечение с широким применением медикаментов, мазей, паст и т.д. (в соответствии с базовым перечнем лекарственных средств для детей с аллергодерматозами); обследование в аллергоцентре ГАУЗ ДГКБ № 7 г. Казани.

Таким образом, в связи с увеличением роста детей дошкольного возраста с аллергопатологиями возникает острая необходимость в специализированных группах ДОУ. В настоящий момент, согласно законодательству, детей принимают в группы оздоровительной направленности. В них осуществляется реализация основной образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий и процедур для тех категорий детей, которые нуждаются в длительном лечении. Аллергики и астматики относятся к категории детей с ОВЗ. В действующем СанПиН 2.4.1.3049-13 дети с аллергопатологиями включены в общую категорию детей «с иными ограниченными возможностями здоровья» (п.п. 15.10, 15.13) [8]. К сожалению, четкие рекомендации, нормы и правила по организации питания, элиминационного режима, оснащению помещений и т.д. для этой категории детей отсутствуют. Дети с аллергическими заболеваниями, являются одной из социально уязвимых групп. Им требуется специальный уход и условия пребывания, комплекс мероприятий, направленных на избежание контакта с аллергенами начиная от организации режима дня и заканчивая питанием. Отсутствие этих условий нарушает права детей на охрану здоровья, согласно № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. (ст. 54, п.1). Заболевание оказывают влияние на ребенка и всю его семью. По данным исследований среди детей с аллергопатологиями отмечается повышенная тревожность и эмоциональная неустойчивость, у родителей наблюдается повышенный эмоциональный фон в связи с ответственностью и страхом за ребенка, в купе эмоциональное состояние ребенка и его родителей влияют на течение заболевания и длительность ремиссии. [4]. Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением личностного и психосоматического развития детей с аллергическими и астматическими заболеваниями, указывает на необходимость ранней специальной социально-медицинской помощи ребенку посредством создания необходимых условий в рамках функционирования детского дошкольного учреждения.

Значимость открытия специализированных дошкольных учреждений или групп для детей –аллергиков высока. Экономический эффект и позитивные изменения, связанные с ранней профилактикой заболеваний выгодна в экономическом и социальном плане так как: снижается рост аллергических заболеваний и риск развития инвалидности среди детей-аллергиков и астматиков; обеспечивается доступность и равные возможности получения детьми-аллергиками полноценного качественного дошкольного образования и успешной социальной адаптации; повышается качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителей; высвобождается экономически активное население среди родителей детей-аллергиков.

Список литературы:

1. Аллергодерматозы у детей: Учебное пособие. -ЦОЛИУВ МЗ СССР. - М.,1992. - 34 с.

2. Балаболкин И.И. Атопия и аллергические заболевания у детей // Педиатрия. – 2013. – №6. – С. 1-4.

3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Боровик Т.Э. и др. Под редакцией: Баранова А.А. Пищевая аллергия. М.: Педиатръ, 2013. Сер. Болезни детского возраста от А до Я.

4.Информационная записка ИНФОСАН No. 3/2016 - Пищевые аллергии

5.Намазова-Баранова Л.С. Аллергия у детей: от теории к практике. М.: Союз педиатров России. 2014–2015. 668 с

6.Организация лечебного питания детей в стационарах (пособие для врачей) / Под ред. А.А.Баранова, К.С.Ладодо. М.: «Эвита-проф». 2011. 239с.

7. Пищевая аллергия. Клинические рекомендации. Сборник Союза педиатров России, 2019-181 с.

8. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

9. Сборник материалов с XVIII Конгресса педиатров России с международным участием. М., 2018, 352 с

10.Совместный приказ Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11.03.2012 № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»

11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика