«Школа без отстающих: мои управленческие стратегии»

Дергунова М.А.,
Директор МБОУ «СОШ №170 с УИОП»


«Не спрашивайте, в чем нуждается мир, —
спросите себя, что наполняет вас жизнью.
Миру нужны люди, наполненные жизнью!»
Ховард Турман


Тема, на мой взгляд, является актуальной, многообразной и всесторонне интересной. Все зависит от того как рассматривать данный вопрос: «Школа без отстающих.», «Школа без отстающих?» или «Школа без отстающих!». Казалось бы, что эти фразы отличает на первый взгляд только знак препинания, стоящий в конце, однако именно он определяет дальнейшую логику рассмотрения: это и констатация факта, и обозначение одной из главных задач образовательного процесса, и побуждение к построению и реализации стратегической линии развития школы. Мне все же хочется поставить восклицательный знак в конце фразы и проанализировать собственную управленческую деятельность, отметить актуальные для меня моменты, констатируя при этом оптимистическую позицию руководителя, позволяющую решать задачу по развитию эффективной системы управления школой.

Школа… Что это такое? Школа – это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Это мир, в котором он живёт и получает не только знания и общается, но и учится слушать и слышать другого, решать какие-либо проблемы, самостоятельно принимая при этом важные решения. Школа – это мир, в котором дети живут на протяжении многих лет. Именно здесь они взрослеют, обретают настоящих друзей; именно в школе приходит понимание того, что такое дружба и предательство, добро и зло. Именно в школьные годы формируется характер, нравственные ценности, отношение к миру. Школа – это, прежде всего, дети, учителя и родители. Она живет «горением» их сердец. Ученики… Они все такие разные. Но внутри школы, они как одно целое. Успешный ученик – значит успешная школа. А успешная школа – это успешный ученик! Настоящая школа та, в которой со временем складываются свои крепкие традиции и та особенная атмосфера, что превращает ее в родной дом и для учителя и для учеников. И это главное, так как только любовь рождает у ребёнка позитивное, творческое отношение к жизни, окрыляет его и устремляет к успеху. Современная жизнь школы в руках живущих в ней сегодня.

За последние десятилетия произошли колоссальные изменения в области образования. Изменились учителя и ученики, родители и дети, программы и учебники, формы и методы преподавания, приоритетные функции в работе.

Расставляя акценты, мы понимаем, что модернизация нашей школы должна проходить не ради изменений, а для повышения эффективности результативности образовательного потенциала. Модернизация системы менеджмента в нашей школе предполагает обновление деятельности руководителя школы, что в свою очередь привело к выстраиванию индивидуализированной, конкурентноспособной, эффективной образовательной политики, связанной с развитием инновационной деятельности, направленной на повышение качества образовательных услуг, и повышением ответственности каждого участника образовательного процесса.

Каким же образом получить качественные и эффективные результаты в управлении образовательной организацией?Уверена, что этого можно достигнуть только в том случае, если кадровый потенциал обладает соответствующими знаниями и объединен единым позитивным настроем, желанием, готов к непрерывному развитию и саморазвитию. По мнению доктора Майкла Фуллана, одного из самых известных в мире исследований в области образовательных реформ «нужно выйти за пределы привычных рамок и стремиться к тому, чтобы сформировать у себя сильный характер, гражданскую позицию, навыки успешной коммуникации, критического мышления, умения решать задачи, сотрудничать, а так же творческий потенциал и воображение». В этой связи ключевым вектором эффективного менеджмента в школе служит работа с кадровым потенциалом. Учитель нашей школы – это наш высококвалифицированный, обученный специалист, осознающий ответственность за полученный результат. В книге «Менеджмент» П. Друкер писал о работниках умственного труда «… Он сам хранитель своих стандартов, качества работы и собственных целей. Он может продуктивно работать лишь в том случае, если полностью ответственен за свою работу». Такая ответственность за качество результата сегодня актуальная для учителей нашей школы. Достигать этого позволяет выстроенная система управления кадровым потенциалом: мониторинг, оценка, самоанализ профессиональной деятельности педагога в рамках индивидуальной программы повышения профессионализма, организация индивидуальной работы с молодыми специалистами в рамках программы наставничества, развитие системы научно – методической работы.

Никогда еще за всю историю человечества ни одно сражение не выигрывалось одиночками, также ни одно командное состязание не выигрывал один человек. Только игра в команде приносит плоды, и школа здесь не исключение. Успешны лишь сплоченные коллективы, способные ставить цели и идти к ним, несмотря ни на какие обстоятельства.

На практике мы всецело реализуем принцип «Успешная школа». Успех в нашей школе рассматривается как обязательное условие и норма повседневной полноценной жизни всего коллектива, а ситуация успеха, в основу которой положен принцип: «успешная школа = успешный учитель + успешный ученик + успешный директор» создается всеми. В нашей школе культивируется благоприятный, творческий микроклимат коллектива, существует фактическое, а не формальное наставничество опытных педагогов над начинающими учителями, основанное на принципах педагогической парадигмы достижения успеха, обеспечивающее преемственность поколений, передачу традиций и истории школы в надежные руки молодых педагогов от уже профессиональных коллег.

Стремление создавать для педагогического коллектива школы благоприятный психологический климат, свободу действий для каждого учителя, анализировать и определять его сильные стороны и направлять в нужное русло, способствует тому, что за последние годы мотивированные и талантливые педагоги демонстрируют отличные результаты, одерживая победы в конкурсах и грантах. Более 30% учителей нашей школы являются неоднократными победителями грантов «Наш новый учитель», «Наш лучший учитель», «Учитель мастер», «Учитель эксперт», «Старший учитель», ежегодно демонстрируют свой талант и педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах «Учитель года». В соответствии со стратегией развития школы качественный состав квалификационных категорий педагогов представляет собой положительную динамику, 72% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. По контрактному муниципальному заданию удельный вес численности педагогов моложе 35 лет должен составлять не менее 28,9%, в нашей школе значение данного параметра достигает 53,6%. Средний возраст педагогов, составляет 38 лет, в то же время большинство из них награждены различными ведомственными наградами. Успех педагога в нашей школе рассматривается как обязательное условие и норма полноценной повседневной жизни всего коллектива.

Одним из направлений развития нашей школы является личностно – ориентированная парадигма, способствующая развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности, самосовершенствованию, самореализации. Участники образовательного процесса рассматриваются нами как активные соучастники, стремящиеся к взаимообогащению и взаиморазвитию с учетом особенностей каждого. Это диалог партнеров, понимающих друг друга. В школе активно ведется работа по развитию детской одаренности, как фактора успешности в формировании творческой личности. Активно внедряются и реализуются эффективные образовательные технологии, в том числе и индивидуальные образовательные траектории. Школьники стабильно занимают призовые личные и командные места на городских и республиканских предметных олимпиадах, научно-практических конференциях фестивалях и конкурсах, спортивных соревнованиях.

Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. Но им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности. Мы создаём возможности получить образование всем детям, с учётом их возможностей и интересов и, будучи успешными учителями, ведем к успешности своих учеников. Создание и развитие воспитывающей среды в школе – необходимое условие для успешности каждого ученика. Реализация интеллектуальных, творческих, спортивных, социальных, экологических проектов в рамках внеурочного пространства дает возможность ученику приобрести первоначальный социально-нравственный опыт в решении жизненных задач. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками и успехами, привлекая родителей к совместному творчеству. Большая роль отводится организации внеурочной деятельности и системе дополнительного образования в школе, что позволит расширить культурное пространство для учащихся. Ориентирами работы являются программы по трудовому, экологическому, физическому, гражданско–патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, поддержка детских и юношеских общественных объединений и семейного воспитания, сотрудничество школы с общественностью. Примером служит активно развивающийся проект по озеленению и благоустройству пришкольной территории. Школьный двор стал настоящим цветущим садом, а школа стала обладателем гранта за победу в конкурсе «Лучшая пришкольная территория». С каждым годом растет количество учащихся, членов детской общественной организации «ЧИЖ», все больше ребят становятся участниками антинаркотического проекта «Самостоятельные дети», учащиеся 8-11 классов вступают в ряды детской общественной организации «Юнармия». Движение «Юнармия» сплотило в нашей школе учащихся с не самой высокой успеваемостью, но награды и призы, которые они завоевали, а также внимание, которое направлено на них со стороны, прежде всего, других учеников, чаще младших по возрасту, дало возможность им посмотреть на себя со стороны, понять, что они также могут быть успешны, а также стимулировало их к большей активности и в учебной деятельности. Прослеживается положительная динамика результативности участия школьников в творческих конкурсах и фестивалях. Система дополнительного образования охватывает более 85 % обучающихся в нашей школе.

Система инновационной оценки «портфолио» позволяет формировать навыки самооценки собственного труда ученика, рефлексии его деятельности. При этом используется накопительная система результатов деятельности, в результате которой формируется индивидуальный маршрут образования в зависимости от достигнутых результатов. Эта система помогает координировать развитие ребенка, учебную и творческую деятельность. Дети при этом стараются быть всегда впереди, что стимулирует здоровую конкуренцию. Реализуемый в школе проект «За честь школы» демонстрирует идею, позицию, педагогическую технологию создания пространства успешной деятельности для всех учеников.

Не открою большого секрета, если скажу, что актуальным для образовательной и управленческой практики является формирование позитивного имиджа школы. В этом направлении проведено множество мероприятий, мною и всеми участниками образовательного пространства школы: улучшается внешний вид учебного комплекса, школа пополняется качественным оборудованием, отвечающим современным требованиям, изменяются предметные кабинеты, спортивный зал, построен современный медицинский блок, проведена большая работа по изменению статуса школы,проводится большая общественно – активная деятельность в микрорайоне школы, активизировалась связь со средствами массовой информации, успешно развивается финансово – хозяйственная деятельность, изменена в положительной динамике кадровая политика, что позволило «стабилизировать» кадровый состав коллектива, реализуется система стимулирования и повышения квалификации сотрудников. Школа является стажировочной площадкой для образовательных организаций РТ и РФ, сотрудничает со школой города Урус-Мартан Чеченской республики в рамках программы развития поликультурного образования РФ.

Впереди новый учебный год. В наш коллектив прибудут двести первоклашек с интересом, удивлением и надеждой. Приветствуя их, всех учеников, педагогов, родителей, я пожелаю всем удачи и успехов, сил и желания преодолеть трудности, радости от учения и общения и достижения своих целей, и с уверенностью скажу «Наша школа – школа без отстающих!».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика