Территория разных возможностей - группа кратковременного пребывания для неорганизованных детей и их родителей

Пирская Т.Б., заведующий
Соавторы: Парфёнова Т.Ю., заместитель заведующей
Карпюк Л.М., Старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 414»
Ново-Савиновского района г.Казани


Многие родители и воспитатели дошкольных образовательных учре-ждений сталкиваются с определенными трудностями при адаптации ребенка к условиям детского сада. Сущность данной проблемы, прежде всего, состо-ит в том, что привыкание детей к новым условиям приводит к таким негатив-ным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелое прощание с родителями, долгое страдание ребенка после того, как родители ушли, сле-зы, капризы, агрессия, страхи и т.д.

Возраст ребенка при поступлении в ДОУ может быть разным: и пер-вый, и второй, и третий год жизни. Однако первое посещение детского сада в любом возрасте является стрессовой ситуацией для малыша. [14]

Данный период наиболее ответственен для последующего развития человека, поэтому необходимо вовремя выявить и развить в нем потенциальные воз-можности.

Ранний возраст ребенка отличается огромным интересом к окружаю-щему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об инте-ресующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы. [15]

С целью введения детей раннего возраста в условия дошкольного об-разовательного учреждения в нашем детском саду созданы группы кратко-временного пребывания для неорганизованных детей и их родителей.

Данная работа направлена на реализацию:

• обеспечение благоприятных условий для адаптации детей к усло-виям дошкольного учреждения;

• развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;

• личностного развития детей раннего возраста;

• педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

• ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

• подготовить ребенка к посещению яслей;

• создать непрерывную систему в образовательной, оздоровитель-ной работе ДОУ с семьей.

Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:

• развитие речи, ознакомление с окружающим;

• изобразительная деятельность (лепка, рисование);

• действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушка-ми, предметами – орудиями, строительным материалом;

• подвижные и музыкальные игры.

Структура образовательного процесса.

1. Встречи с детьми и их родителями 2 раз в неделю по 1,5 часа.

2. Консультации для родителей.

3. Оздоровительные и профилактические мероприятия во время пребывания детей в ДОУ – фитонцидотерапия, дыхательная гимнастика, кис-лородный коктейль.

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей де-тей, при условии систематического и планомерного обучения.

В месяц проводится восемь встреч, который включают в себя:

• Приветствие;

• Занятия (сенсорика, развитие речи, ознакомление с окружаю-щим, изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с ху-дожественной литературой, музыкальное воспитание, развитие движений) – чередуются;

• Индивидуальная работа;

• Свободная деятельность детей;

• Консультации для родителей.

Один раз в месяц для детей проводятся развлечения.

Предполагаемые результаты:

• Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ.

• Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

• Повышение физического и психического уровня развития детей.

Анализируя динамику роста заболеваемости детей, впервые 3 месяца пребывания в дошкольном образовательном учреждении, можно отметить, что те дети, которые посещали группы кратковременного пребывания и прошли там адаптацию, которая прошла безболезненно, так как ребенок находился вместе с мамой, болели в 2 раза меньше и переносили заболевание намного легче.

Изучив показатели, влияющие на исход адаптации в дошкольном обра-зовательном учреждении, можно отметить, что могут поддерживать кон-такт со сверстниками 90% детей, посещающих группы кратковременного пребывания и прошедших там адаптацию, и только 60% детей пришедших из дома.

Адекватно относятся к окружающему миру:

• около 80% детей из групп кратковременного пребывания;

• 45% детей из дома.

Проявляют инициативу в игре:

• 80% детей из групп кратковременного пребывания;

• около 70% детей из дома.

• 100% детей, ходивших в группы КП и всего лишь 40 % из дома, имеют опыт совместных действий с взрослыми.

Можно сделать вывод, что у детей, посещавших группы кратко-временного пребывания, адаптация проходит быстрее и эффективнее.

Список литературы

1. Белая К.Ю. «Первые шаги» (модель воспитания детей раннего возраста). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – 392 с.

2. Бондаренко Е.А. «Развивающие игры для детей от года до трех лет». – М.: АСТ, 2005. – 160 с.

3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Комплексные занятия с детьми раннего возраста». – СПб.: Паритет, 2005. – 112 с.

4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Творю, строю, мастерю» (Разви-тие конструктивного праксиса от 0 до 3 лет). – СПб.: Паритет, 2004. – 173 с.

5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». - М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

6. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образо-вательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 352 с.

7. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет». – СПб.: Академия развития, 2007. – 240 с.

8. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 96 с.

9. Гербова В.В., Максаков А.И. «Занятия по развитию речи в пер-вой младшей группе детского сада». М.: Мозаика-Синтез, 2008.

10. Григорьева Г.Г., Сергеева Д.В., Кочетова Н.П. и др. Программа «Кроха». М.: Просвещение, 2001. – 219 с.

11. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. «Играем с малыша-ми». – М.: Просвещение, 2007. – 80 с.

12. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В., Трубова Т.В. «Кроха» (Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет). М.: Просвещение, 2001. – 253 с.

13. Давидчук А.Н., Ивашко И.Н. «Планирование образовательной работы в ДОУ» (1 – 3 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 40 с.

14. Камышанова К.И. «Ребенок от рождения до 2 лет». – М.: Акаде-мия Развития, 2006.

15. Недосека О.Н. «Адаптация ребенка к детскому саду». – Ж/л «Дет-ский сад от А до Я», №2, 2009. – 17 с.

16. Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром». М.: Просвещение, 1987. – 224с.

17. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша». М.: Просве-щение, 1996. – 110 с.

18. Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б., Павлова Л.Н. «Раннее детство: по-знавательное развитие от 1 года до 3».- М.: Просвещение, 2006. – 152 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика