Организация консультационного центра для родителей в ДОУ

Петручик Т.Б.,
Заведующий МБДОУ«Детский сад №151 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани


В соответствии с № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», а также ФГОС ДО, дошкольное образование детьми в возрасте от 2-х месяцев может быть получено как непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в форме семейного образования. Право выбора формы освоения дошкольного образования ФЗ-273, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 44, оставляет за родителями (законными представителями детей).

Согласно пункту 3 статьи 64 ФЗ-273 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях».

Для обеспечения законных прав родителей в МБДОУ «Детский сад № 151» с 2017 функционирует консультационный центр для родителей и детей с тяжелыми нарушениями речи.

Актуальность этого направления обусловлена несколькими факторами. Большинство детей, которые посещают детский сад, в коммуникативном отношении успешны. Они способны налаживать контакты, умеют договариваться о совместных игровых, трудовых и учебных действиях, планируют для себя какие-то задачи и пробуют выполнять их. Свободно излагают свои просьбы, делятся впечатлениями и задают вопросы. Но если ребенок не посещает дошкольное учреждение, или не получает квалифицированную помощь в коррекции недостатков развития, то ему важно не только показать правильную модель поведения в обществе, но и привить навыки коммуникации, научить пользоваться речью для общения и выражения своих желаний и потребностей.

Все вышеназванное делает актуальным решение проблемы социализации детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта на занятиях с логопедом не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное участие родителей в качестве полноценных участников коррекционно-воспитательного процесса. Взаимодействие, сотрудничество, доверительность – вот необходимые взаимоотношения между логопедом и семьей воспитанника.

Алгоритм создания Центра

1. Организационно-подготовительный этап

2. Подготовка нормативных или правовых документов, регламентирующих деятельность Центра.

3. Формирование группы экспертов и консультантов для организации деятельности Центра.

4. Организация деятельности Центра и его финансирования.

5. Семинары, обмен опытом

2. Этап организации работ

1. Работа по выбранной модели.

3. Подготовка и повышение квалификации

1. Подготовка и осуществление планов повышения квалификации сотрудников Центра.

4. Информационное обеспечение функционирования Центра

Проведение совещаний, конференций, семинаров, вебинаров по вопросам функционирования Центра.

Работа консультационного центра строится на основе интеграции трех моделей:

- психолого-педагогическая модель - позволяет предоставить возможность воспитанникам с ТНР развиваться в своем индивидуальном темпе, повышать психологическую грамотность среди всех участников образовательных отношений, обеспечивать комфортный эмоционально-психологический климат в стенах дошкольной образовательной организации;

- диагностическая модель - обеспечивает возможность прогнозирования дальнейшего развития ребенка cТНР, появления у него в будущем тех или иных затруднений, обусловленных выявленными особенностями развития самого ребенка и социальной ситуации его воспитания и развития; позволяет определить наиболее оптимальные психолого-педагогические условия воспитания и развития детей с ТНР, содержание и объем необходимой семье психолого-педагогической помощи;

- консультативная модель - направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля психолого-педагогической помощи родителям и педагогам ДОУ, воспитывающим детей с ТНР, активное включение родителей ребенка в целенаправленный развивающий и коррекционный процесс.

Основные направления деятельности центра:

*диагностическое (медико-психолого-педагогическая диагностика);

*проектное (индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты сопровождения детей с ТНР);

*аналитическое (методические рекомендации для родителей и педагогов ДОО)

*аналитическое (методические рекомендации для родителей и педагогов ДОО)

Девиз работы центра — Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям Т.Харрис

Психолого-педагогогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее популярным из которых является интернет. Это обусловлено, прежде всего, доступностью и наглядностью. Однако есть и существенный недостаток — отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребенка, непосредственно ответить на вопрос каждого родителя. Исходя их этого центр ставит перед собой следующие цели и задачи.

Цель: создание условий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и образования детей раннего и дошкольного возраста. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей и педагога в воспитании полноценной личности ребенка.

Задачи:

1. Оказание услуг родителям (законным представителям) услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи не зависимо от места жительства родителей по различным вопросам воспитания, образования и развития ребенка до 7 лет с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семьи.

2. Пропаганда позитивного и ответственного материнства и отцовства, значимости родительского просвещения. Укрепление института семьи.

3. Оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.

4. Оказание содействия в вопросах успешной социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения перед поступлением в школу.

5. Создание условий для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я-концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка.

6. Оказание психологической помощи родителям в преодолении собственных психологических проблем, связанных с воспитанием ребенка, нормализация детско-родительских отношений.

7. Повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития родительской компетентности, ответственного родительства.

8. Оказание услуг высокого уровня качества.

Значение проекта - в основе сопровождения семьи лежит идея о том, что за воспитания детей несут ответственность родители, а все остальные призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества и взаимодействия.

Целевая аудитория — семьи, воспитывающие детей раннего и дошкольного возраста (в т.ч. с ОВЗ), посещающие дошкольные учреждения г.Казани и семьи, чьи дети не посещают ДОУ, семьи, выбравшие семейную форму образования и др.

Кадровый состав консультационного центра включает в себя следующих специалистов: старший воспитатель; педагог-психолог; учителей-логопедов; педагога Монтессори.

В работе консультационного центра задействованы следующие кабинеты: Диагностический кабинет педагога-психолога, Сенсорная комната, Логопедические кабинеты, Монтессори – класс, Музыкальный зал

Взаимоотношения между консультационным центром и родителями регулируются договором об оказании платных образовательных и иных услуг (что касается коррекционных занятий с детьми), а услуги по консультированию родителей и педагогов оказываются бесплатно.

Порядок получения услуг в центре

1. Запись на консультацию осуществляется несколькими способами: по телефону детского сада, по сотовому телефону специалиста центра, на сайте детского сада (журнал регистрации обращений).

2. Прием родителей сотрудниками центра осуществляется в соответствии с графиком работы центра. Выездные консультации — по запросу родителей (журнал регистрации родителей).

3. Продолжительность любой консультации — не менее 45 мин.

4. После консультации родители имеют возможность оставить оценить качество полученной услугой несколькими способами: оставить отзыв о работе центра на сайте детского сада, в книге отзывов и предложений, заполнить предложенную сотрудником центра анкету, оставить видео отзыв удобным для него способом.

За период функционирования центра оказано более 20 000 услуг для родителей и детей, более 200 педагогов повысили свою квалификацию.

Эффекты реализации проекта:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- повышение роли семьи в воспитании и развитии ребенка;

- повышение психолого-педагогической культуры родителей;

- успешная социализация ребенка, не посещающего ДОУ в школьной среде;

- повышение квалификации педагогов-специалистов центра по вопросам семейного воспитания.

Список литературы:

1. Белая К. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьёй. –М.: Чистые пруды, 2009. (Библиотека «Первого сентября», серия «Дошкольное образование».

2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М. Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

3. Квитова Л.Ф. Новые организационные формы дошкольного образования: расширение спектра услуг. Тюмень, ТОГИРРО, 2009.

4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

5. Попова Л.В. Организация работы консультативного пункта // Новые формы дошкольного образования / Ответ.ред. Л. Е. Курнешова. –М., 2007.

6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития:Модель анализа и её использование в практической деятельности / Под общ. Ред. М.М. Семаго. –М.: Генезис, 2011.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Т. В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина (автор-составитель сборника: доктор педагогических наук. профессор Г.В. Чиркина). Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Рекомендовано Учёным Советом ГНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования". М.: Просвещение, 2008.

8. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Кн. для школьных психологов, родителей и учителей. 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1997.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика