Развитие кадрового потенциала через реализацию статуса федеральной базовой площадки

Диляра Салиховна Каримова,
руководитель базовой площадки,
директор МАОУ «Лицей №146 “Ресурс”»,
кпн, Заслуженный учитель РТ

Саодат Тошпулатовна Рахманова,
методист и тьютор базовой площадки,
заместитель директора по учебной работе,
Заслуженный учитель РТ


В августе 2019 года школа №146 получила новый статус, мы стали лицеем №146 “Ресурс”, поднялись на новую ступень своего развития. А точнее, стали ресурсом для внедрения лучшего мирового опыта в систему образования и воспитания учащихся, ресурсом для апробации инновационных идей по развитию кадрового потенциала, ресурсом профессионального роста для многих коллег из регионов, продолжателей наших идей.

Мы имеем интересный опыт построения современного урока в условиях реализации ФГОС, использования в структуре уроков инновационных технологий, сочетания урочной и внеурочной деятельности.

Этот опыт успешно распространяется в образовательные организации республики и субъекты Российской Федерации в рамках деятельности лицея №146 «Ресурс» в статусе базовой площадки ФЦПРО с 2014 по 2018год, ГПРО в 2019 году по мероприятиям 1.9 и 2.4 государственной программы «Развитие образования». За шесть лет деятельности базовой площадки было обучено около 5 тысяч руководящих и педагогических работников образовательных организаций Московской области и городов Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Чебоксары, Уфа, Нижний Новгород, Красноярск, Салехард, Томск, Новошахтинск, Беслан, Назрань, республики Саха (Якутия) и др.

Стажировки, проведенные лицеем №146, имеют большую популярность среди педагогической общественности России, потому что они практико-ориентированы: минимум лекции и максимум практики. Освоение содержания программы слушателями осуществляется в процессе практико-ориентированных занятий. Особое внимание при этом уделяется активным формам обучения: тренинги, дискуссионные площадки, круглые столы, мастер-классы, методические коучинги. Непосредственно в ходе практических занятий осуществляется освоение новых обучающих технологий, которые направлены на формирование актуальных для современных выпускников компетенций: критического мышления, умения выявлять и решать проблемы, искать и обрабатывать информацию, работать в команде, сотрудничать с партнерами. Важным моментом стажировок является грамотная и продуманная рефлексия, которая позволяет своевременно вносить коррективы в программу и получать качественную обратную связь, но еще важнее донести эту обратную связь до адресатов, поэтому положительные отзывы стажеров звучат на больших переменах по школьному радио, публикуются на сайте лицея. А школьное телевидение монтирует и размещает видеоролики с отзывами гостей о работе коллектива и о наших учащихся на ютуб канале. В перемены этот материал демонстрируется на школьных мониторах. Таким образом, нам удается повысить уровень значимости каждого участника образовательного процесса, задействованного в стажировках, и направить его усилия не только на саморазвитие, но и на развитие лицея в целом.

В саморазвивающемся коллективе каждый член управленческой команды, и директор в том числе, – «играющий тренер», который должен постоянно заниматься самообразованием, развиваться, чтобы обучать других. Среди коллег России большой популярностью пользуются авторские мастер-классы, разработанные руководителем на основе личной управленческой практики, использования лучшего мирового опыта, полученного в ходе стажировок в Сингапур, Брюссель, Германию, Францию, Англию, Швейцарию. Свой положительный опыт управления массовой школой мы распространяем в рамках сетевого взаимодействия среди руководителей школ из Уфы, Ижевска, Чебоксар, Намского улуса республики Саха (Якутия), Санкт – Петербурга. Коллеги охотно приезжают к нам на стажировки. Оставленные ими отзывы являются ярким подтверждением эффективности нашей работы. Например, «Личный пример руководителя, ломающего стереотипы, воодушевляет на мотивацию конкретной руководящей деятельности. Появился ориентир, на который должна равняться моя ОО, спасибо за «заражение» идеями, за драйв в процессе стажировки. (Матюшин Петр Николаевич, замдиректора МБОУ «СОШ №27» г. Чебоксары), «Огромная благодарность команде Лицея №146 за профессионализм, конкретную практическую работу, неиссякаемую энергию и плодотворное сотрудничество. Переданный инновационный опыт позволит усовершенствовать работу по многим показателям. Грамотное и четкое руководство, разработка собственных методов мотивирует нас как руководителей, подвигает на принятие конкретных, смелых действий. Благодарю за открытость, прозрачность, профессионализм! Вы пример, который я для себя наконец-то нашла! Желаем Вам продолжать быть наставником и вдохновлять нас. (Михайлова Татьяна Сергеевна, директор МБОУ «СОШ N 39 г. Чебоксары), «Кладезь идей. Действительная «логика стереотипов». Инициировать одному – стук в закрытые двери. Выход – набор команды единомышленников. И это самое важное управленческое решение» (Шестакова Мария Александровна МБОУ «Лицей №68», г. Уфа), «Понравилась система группового обучения. Для себя увидела современные мировые тренды, ознакомилась с приемами вызова, осмысления, рефлексии на конкретных примерах. Понравилась идея школьного парка и уроки на открытом воздухе» Сабитова Гузель Мухарямова МБОУ «Лицей №68», г. Уфа).

Большое количество стажировок на базе лицея, посещение гостями уроков, которые проводят как опытные, так и молодые учителя, бесспорно, - сложный для педагогов процесс, но это огромный ресурс для саморазвития и самореализации. Действует принцип «открытых дверей», а это значит, что у нас нет открытых уроков, а все уроки открыты для посещения. Обратная связь от коллег из регионов, анализы уроков во время методических коучингов, возможность проведения уроков гостями под руководством наших педагогов в незнакомой среде и последующий их анализ – это хороший импульс для повышения квалификации и профессионализма для учителей нашего лицея. А для молодых специалистов провести урок для гостей федерального уровня – это прекрасная возможность для профессионального роста, а ведь некоторые молодые учителя проводят за год 6-10 уроков для гостей. Самоанализ урока и совместный с гостями разбор использованных технологий, бесспорно, - путь к повышению педагогического мастерства. Положительные отзывы стажеров в адрес молодых педагогов, творческих, смелых, креативных, - яркое подтверждение правильности кадровой политики нашей организации.

Идея постоянного самообразования пропагандируется во всем коллективе, каждый педагог, работая по своей методической теме, представляет свой результат на педагогических и методических советах. А самые активные и результативно работающие педагоги получают возможность стажировки за рубежом. Так были организованы образовательные поездки в Германию, Финляндию, Великобританию.

Статус базовой площадки требует от коллектива непрерывной работы над своим мастерством. Ведь чтобы быть интересным для других и быть, как говорится, в тренде, необходимо постоянное обучение и владение современными технологиями. Заместители директора проводят для коллектива семинары по актуальным темам современного образования: «Профилактика профессионального выгорания», «Использование технологии Edu Scrum», «Технологии активного слушания», «Формирование смыслового чтения», «Методика формирующего оценивания». Особое внимание уделяется теме «Развитие эмоционального интеллекта». А потом продолжается работа управленческой команды по координации и регулированию внедрения этих нововведений в учебно – воспитательный процесс. Директор и заместители директора выступают в роли коуча для группы учителей. Главная его задача - не только научить, а помочь педагогам узнать о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал, помочь в использовании нужных методов и приемов для достижения высоких результатов. Такое профессиональное взаимодействие дает педагогу чувство защищенности и возможность получить поддержку в трудной ситуации, усиливает чувство солидарности и причастности к коллективу, к общему делу. И в своих отзывах по завершению стажировок слушатели отмечают слаженную командную работу большого коллектива, который возглавляет грамотный, современный директор, лидер системы образования.

Грамотное управление, гибкость в принятии решений, командная работа всего коллектива позволили лицею стать победителем конкурса «Успешная школа-2019», но после победы началась реализация нового проекта «Успешный учитель» и работа по взаимообучению в коллективе, наметились новые векторы развития.

Высокая результативность работы нашей организации, потенциал управленческой команды, грамотное делегирование полномочий позволяют нам взять шефство над школами с низкими результатами (школы Лаишевского района РТ), заключить договор о сотрудничестве со школой №103 Ново - Савиновского района г. Казани, распространять положительный опыт работы в рамках проекта «Взаимодействие городов». Ведь это наш девиз: «Развиваясь сами, совершенствуем мир вокруг». В сотрудничестве, в тесном взаимодействии, обучаясь и обучая других, мы создаем свою образовательную организацию «Школу для всех, школу для каждого». Это закон лицея №146 «Ресурс».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика